Тяжёлые металлы и литература
Ядовитые книги — это наследие моды и промышленных трендов, в которых красота ставилась превыше всего. Содержащиеся в изданиях тяжёлые металлы до сих пор причиняют головную боль библиотекам и музеям.
Обычно книги не считаются опасными предметами, однако с экземплярами из коллекции редких книг Мельбурнского музея следует быть осторожными. Ядовитые тяжёлые металлы пропитывают их насквозь, и за последние 150 с лишним лет не предпринималось ничего, чтобы уменьшить их токсичность. Но как вообще это произошло?
Перед нами не изощрённый сюжет для романа в стиле «Имени розы», а результат комбинации нескольких факторов: модных тенденций, тщеславия и пренебрежения правами рабочих, сошедшихся воедино в годы после Промышленной революции. Именно они оставило современным музеям опасное и в буквальном смысле отравленное наследие. 1800-е годы были для западной культуры периодом экстравагантности — ярких шляп с перьями, броской яркой одежды.
Промышленная революция, развернувшаяся в предыдущие десятилетия, принесла предметы роскоши массам, и потребители стремились выделиться из постоянно растущей толпы. «Книги, безусловно, не были исключением», — говорит Хейли Вебстер, менеджер библиотеки Музея Виктории. Частные коллекционеры обычно заказывали книги в кожаном переплёте, чтобы их внешний вид вписывался в коллекцию. После того как обложки стали прерогативой издателей, встал вопрос об удешевлении их изготовления. Тканевые переплёты как более дешёвая альтернатива кожаным начали появляться в 1820-х гг., и издатели постоянно экспериментировали, стремясь сделать их более привлекательными для потенциальных покупателей. По мере совершенствования технологии изготовления обложки становились всё более изощрёнными. В середине века оказались высоко востребованными яркие пигменты, в частности изумрудно-зелёный. К сожалению, ключевым ингредиентом этого цвета был мышьяк — высокотоксичный тяжёлый металл, который, помимо других заболеваний, может вызывать поражения кожи и рак. «Люди пали жертвой моды», — констатирует Розмари Гудолл, учёный-материаловед Музея Виктории, занимающаяся оценкой рисков в коллекции музея. Популярность пигментов на основе мышьяка привела к тому, что их использовали во всём: от платьев до обоев.

