Что бы там ни утверждали фантасты и скептики-социологи, похоже, чтение никогда не канет в Лету, ибо так устроен человек, научившийся пользоваться для своего развития многообразными функциями чтения — от информационной, коммуникативно-познавательной до эмоционально-творческой.
Есть у чтения и ряд других уникальных особенностей, привлекающих человека и выгодно отличающих чтение от других способов получения информации.
Другое дело, что процесс чтения будут облегчать, модернизировать при помощи всё более совершенных технологий (как на этапе создания самих текстов, так и в процессе их использования).
Но привычную нам печатную книгу не ждёт безоблачная судьба. Вообще, даже дискутируется вопрос о её существовании. Выдвинуты предположения о двух путях развития источников чтения: гутенберговском и александрийском, и преимущество отдается второму.
Гутенберговский предполагает традиционное издание одного произведения, одного авторского текста во множестве экземпляров.
Александрийский же, в противоположность гутенберговскому, означает возврат от многотиражного издательского дела к моновариантности электронных текстов на экранных установках, напоминающих рукописные древние книги, хранившиеся в Александрийской библиотеке в Египте. При желании каждый пользователь может сделать для себя любое количество необходимых ему печатных копий с электронных экземпляров — основных текстов, создаваемых компьютерным способом. При этом само понятие «книга» будет постепенно вытесняться понятием «текст» или «диалог», если интерактивность электронно-компьютерных связей создаст условия для активного чтения. В интерактивности некоторые коммуникативисты-прогнозисты видят возрождение диалоговых традиций культурной жизни, идущих из глубин веков, но в форме новейшей электронной устности и открытых систем.
Владимир Семёнович Крейденко (1930–2019) — советский и российский библиотековед, доктор педагогических наук (1988), профессор СПбГИК