Библиотека в системе профориентации

Проект «SMART-Book: Профстарт»

Не профессия выбирает человека,
а человек профессию.
Сократ (469 г. до н. э. – 399 г. до н. э., древнегреческий философ

Наш день начинается с выбора. Мы выбираем дорогу на учёбу или работу, людей, товары, услуги, книги и телепередачи. Мы выбираем и выдыхаем только тогда, когда наш выбор сделан. Самый главный выбор в жизни, который мы должны сделать, — это кем быть?
Думая о своей будущей профессии, мы выбираем то, какой будет наша жизнь. Определившись с направлением, мы находим учебную организацию, где пытаемся раскрыть свои таланты и применить их в жизни. Закончив учебное заведение, мы сталкиваемся с выбором места работы, которое должно нас устраивать.
Прогресс технологий, развитие интернета, искусственного интеллекта и роботизация производства ведёт к появлению новых рабочих мест, но при этом приходится прощаться со старыми профессиями. С появлением новых профессий, требующих знания в сфере IT–технологий, обострились споры и конфликты по поводу этических проблем внедрения искусственного интеллекта в жизнь. Конфликт отцов и детей вышел на новый уровень. Перед человечеством встала огромная проблема: как сохранить гармонию между технологией будущего и опытом прошлого? Мы наблюдаем рост новых и модернизацию старых профессий — тех, которые легко переживут любой технологический прогресс. Ещё двадцать лет назад говорили о том, что профессия библиотекарь себя изжила. А что мы видим теперь? Библиотека преобразовалось в культурное пространство, которое читатели посещают с большим удовольствием. А кроме того, сейчас библиотека вновь взяла на себя роль навигатора в мире профессий.
В России профессиональное ориентирование активно развивалось в тридцатые годы в рамках психотехники. С 1937 по 1957 г. этой проблемой в нашей стране не занимались. Научный интерес к ней возродился в шестидесятые годы. Итогом стала комплексная программа «Профориентация», представленная Е. А. Климовым на научном совещании в апреле 1968 года. В дальнейшем исследования стимулировались постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду» (1977) и разработкой, принятием и реализаций «Реформы общеобразовательной и профессиональной школы» (1984–1989). Затем в связи с изменением социально-экономических ориентиров научный интерес к проблеме угас. В середине девяностых годов научный поиск осуществлялся в рамках обоснования системы профессионального самоопределения личности1.

Нелли Эдуардовна Бельц, заведующий сектором электронных ресурсов отдела обслуживания старших школьников Челябинской областной детской библиотеки им. В. Маяковского
Светлана Геннадьевна Гарбуз, библиотекарь отдела обслуживания старших школьников Челябинской областной детской библиотеки им. В. Маяковского

1 Савиных В. Л. Теоретико-методологическое обоснование научной дисциплины «Профориентология» / В. Л. Савиных // Профессиональное образование и рынок труда. — 2014. — №3. — Режим доступа: https://clck.ru/37mAAm