Классическая литература в кривом зеркале популярных жанров
Одна из заметных, но довольно-таки спорных особенностей, присущая современной беллетристике, заключается в постоянном заигрывании с классикой. Выражается это как в использовании известных литературных сюжетов, так и в упоминании имён знаменитых писателей (с совершенно запанибратским отношением к историческим лицам).
Начать в данном случае, пожалуй, следует с фэнтези. В текстах массовой литературы, близких к постмодернизму и претендующих на интеллектуальность, происходят поистине удивительные вещи, в точности отвечающие определению «смешались в кучу кони, люди». Авторы тех фэнтезийных романов, которые имеют некоторое отношение к реальной действительности, нередко строят их на произвольных посылках и сталкивании друг с другом реальных исторических лиц (которые, разумеется, были совсем другими людьми, чем об этом известно из энциклопедий и учебников). Заодно с ними встречаются и придуманные персонажи — то ли для большей правдоподобности повествования, то ли для осознания собственного величия. При этом писатель, образно выражаясь, работает «в режиме воды»: он попросту выливает на читателя огромный неупорядоченный массив непроверенных фактов, мифов, легенд, слухов и домыслов и надеется, что всё само как-нибудь утрясётся или же читатель примерит на себя роль автора и сведёт все «гиперссылки» в единое целое.
Михаил Юрьевич Матвеев, ведущий научный сотрудник Отдела истории библиотечного дела Российской национальной библиотеки, доктор педагогических наук

