Фундаментальные вопросы мирозданью

«Детлит» в поиске ответов

Опыт преподавания курса «Детская литература» неизбежно заставил меня обратить внимание на особенности чтения современной детской литературы молодыми взрослыми.


Как уже не раз обсуждалось на страницах нашего журнала, искажённый читательский опыт объясняется прежде всего тем, что школьная программа по литературе практически не предлагает практики чтения современного актуального текста.
Школьная повесть и фэнтези, графические романы и приключенческая литература, автобиографические и исторические романы оказались «изгоями», в школе о них не говорят, учителя редко их советуют, поэтому весь читательский опыт чтения актуальной подростковой литературы набирается, как правило, «по сарафанному радио»: из советов друзей или блоггеров. При этом профессиональная экспертная навигация качественной литературы от качественных издательств практически отсутствует. Поэтому, когда молодой читатель вдруг открывает для себя мир современной детской литературы во всем её жанровом и тематическом разнообразии и потрясающем оформлении, он испытывает шок: а это все можно было читать в школе? В этом контексте вспоминаются слова Александра Гениса: «Детские книги — как мифы, они задают мирозданию фундаментальные вопросы. Ответы на них годятся для всех, потому что у детей, а тем более зверей и пуще всего — плюшевых, нет своей истории, биографии, своего уникального прошлого. Герои детских книг обобщены и универсальны, как олимпийские боги, христианские святые или психоаналитические архетипы. В них, даже самых маленьких, влезает больше, чем кажется. Пользуясь этим, детские книги вмещают весь мир и делают его выносимым»1. Действительно, хорошая и вовремя прочитанная детская книжка станет на всю жизнь важным ориентиром во взрослой жизни.
Очевидно, что книги, входящие в круг детского чтения, считаются самыми социально действенными: ведь становление человека напрямую связано и с набором прочитанных в детстве книг. Проблемы изучения детского чтения и определения места книги в современном обществе оказываются в эпицентре сложно переплетённых, прямо и косвенно взаимообусловленных социальных стереотипов и мифов. М. Аромштам «Читающий ребёнок. О детях и чтении», А. Рапопорт «Книга как привычка», Р. Раппопорт «Читай не хочу»,
М. Елисеева, Н. Максимова, В. Голубева «Книга в восприятии ребёнка от рождения до 11 лет», Д. Шеваров «Три чудесных детства», О. Мяэотс «Книжки на вырост», М. Яснов «Путешествие в Чудетство», ­— этот неполный список книг, вышедших совсем недавно, свидетельствует об актуализации интереса к детскому чтению как важному социокультурному, а не только дидактическому феномену. Интерес к детскому чтению возникает на фоне постоянных дискуссий о кризисе чтения вообще. Это во многом происходит потому, что сериалы, компьютерные игры и реалити-шоу представляют собой масштабный феномен, выявляющийся на пересечении новых и старых медиа и влияющий на формирование нового читателя.
Подростковое чтение XXI в. отличается многообразием серьёзных тем и проблем, о чём свидетельствует репертуар специализирующихся на подростковой литературе издательств «Самокат», «Розовый жираф», «Компасгид», «Паляндрия», «Качели» и других, и жанровое разнообразие, представленное в конкурсе на лучшее произведение для подростков «Книгуру». Цифровая реальность трансформирует устойчивые читатательские практики и формирует особый тип интернет-ориентировованной детской и подростковой аудитории, для которой традиционные формы продвижения и восприятия книги связываются с режимом ретроориентированности и символического устаревания. Репертуар подросткового чтения, его жанрово-тематические приоритеты, наиболее популярные авторы и произведения меняются с течением времени.
Тема «детства» стала одной из ведущих тем современной прозы. И это можно объяснить общей инфантильностью человека XXI века. По данным ВЦИОМ, более 30% российской читающей публики выбирают детскую литературу. Для многих взрослых мир детства — это в некотором смысле райский, идеальный, беспроблемный мир, куда хочется вернуться. Чтение детских книг сродни чтению массовой литературы, для которой свойственен эскапизм, «бегство от реальности». Так ли это? И в чём причина устойчивого интереса молодых взрослых к новейшей детской литературе? Эти вопросы я задала студентам-филологам, увлечённым современной детской литературой, все они участники научно-творческого проекта «Лаборатория ДЕТЛИТ».

Мария Александровна Черняк, профессор кафедры русской литературы Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, доктор филологических наук,
Санкт-Петербург

1 Генис А. Уроки чтения. Камасутра книжника. М.: АСТ, 2013. 352 с. с 260