Маленькие шаги в большой мир

О работе Центра ранней интервенции

Одно из важнейших условий полноценной жизни человека в современном обществе — умелое самопозиционирование. С первых дней жизни ребёнок впитывает элементы культуры, определённые традиции и повседневное поведение окружающих. Эти знания и становятся фундаментом на долгие годы.
Главный инструмент познавательной деятельности ребёнка — подражание. Именно через подражание прививаются основные бытовые навыки, манеры, правила поведения и т. д. Однако не все дети способны познавать мир традиционным способом. У незрячего ребёнка понятийно-образное мышление превосходит образно-понятийное, а подражательная способность из-за отсутствия зрительного анализатора сводится к звукоподражанию, нередко ошибочному. К таким детям нужен особый подход, особые средства адаптации и первичной интеграции в общество. Необходимо максимально задействовать сохранные анализаторы и заставить их работать на пользу человечку, мозг которого ежесекундно требует новых впечатлений.
Познать мир только при помощи осязания, обоняния и слуха непросто, но можно, если умело использовать любую возможность, постоянно знакомить ребёнка с предметами, встречающимися ему в повседневной жизни, объектами природы, в доступных терминах объяснять неосязаемые понятия, сравнивая их с уже известными ребёнку вещами. Чтобы добиться всего этого, необходима специально разработанная программа, направленная, главным образом, на воспитание бытовых, коммуникативных, эстетических качеств, самостоятельности и мобильности подрастающего человека.

Альбина Вильсуровна Саматова, ведущий библиотекарь Российской государственной библиотеки
для слепых, сотрудник Центра ранней интервенции, тифлопедагог, инвалид I группы по зрению