Электронная библиотека нот

В помощь современному незрячему музыканту

В истории человечества трудно найти народ или период времени, игнорирующие музыкальное развитие при воспитании ребёнка. Музыкальное образование всегда ценилось и являлось важной составляющей в образовательном процессе независимо от общественного строя, принадлежности к сословию и особенностей времени.
Обучать ребёнка пению или игре на музыкальном инструменте — задача не из лёгких, требующая от педагога высокого культурного уровня, индивидуального подхода к ученику, чуткости и такта. Это общие требования к педагогу-музыканту. Но эти требования усложняются в разы, если ученик — слепой.

Особенности обучения незрячих нотной грамоте
Незрячий не имеет возможности ощутить визуально-пространственный мир, мир цвета, света и полутонов. Однако в его распоряжении богатый и разнообразный мир звуков, запахов и тактильных ощущений.
Специалисты считают, что слепой человек накапливает звуковую информацию точно так же, как способный видеть собирает и впитывает зрительные образы. Именно поэтому многие педагоги и родители стремятся как можно раньше начать музыкальное образование незрячих детей. И именно поэтому самые популярные специальности среди слепых всего мира — это специальности, связанные с музыкальным искусством.
Мы знаем немало незрячих музыкантов, чьи имена заслуженно вписаны в историю мировой культуры. Их творческий путь, увы, не усыпан розами, но все они обладали феноменальной памятью, тонкой душевной организацией и фантастической работоспособностью, и ещё их обучали уникальные, чуткие педагоги. Думаю, все состоявшиеся незрячие музыканты с теплотой вспоминают своих педагогов — в этом отношении им очень повезло. Но многие из них даже в наш информационный, технический век отметят одну труднопреодолимую проблему — нехватку, а очень часто и полное отсутствие необходимых нот.
Как любому музыканту, слепому необходимо овладеть нотной грамотой, иначе невозможно профессионально и осмысленно исследовать музыкальное произведение. Работа с музыкальным материалом без знания нотной грамоты превращается в изучение интерпретации другим человеком мироощущения и смыслов, заложенных композитором. Но ведь в процессе обучения от школьной скамьи и до музыкальной магистратуры, а далее для творческого и профессионального роста требуется огромный комплекс нотной литературы, и не только той специальности, которой овладевает музыкант. Для того чтобы добиться творческих высот, требуется перепеть, переиграть, проанализировать — в общем, «присвоить» не только классический репертуар, но и современный. В свою очередь, чтобы быть в тренде и почувствовать незабываемое ощущение профессиональной состоятельности и свободы, надо знакомиться и с «горячими» новинками. Но увы! Перевод нот в рельефно-точечный шрифт Брайля, единственный доступный способ чтения для незрячего — дело непростое, а самое главное — очень длительное.

Галина Константиновна Зиневич, главный библиотекарь Российской государственной библиотеки
для слепых