Вхождение человека в культуру, жизнь в пространстве культуры и взаимодействие с ней — сложный, многоуровневый и часто эклектичный процесс.
Техники инкультурации отработаны веками, тем не менее время диктует свои правила: меняется культурное пространство, меняются механизмы постижения родной культуры и социальные институты, их регулирующие.
Личность является продуктом той среды, в которой она формируется. Человек, приходя в этот мир, не имеет ориентиров, но постепенно в его поле зрения появляются различные предметы. Ребёнок указывает на них, а родители их называют. Так для личности появляются «небо и земля» персональной картины мира, основой которой является родной язык. Культура, язык и мышление неразрывно связаны друг с другом. Они составляют единое целое, ни один из компонентов которого не может существовать отдельно от других и полноценно функционировать. Национальная культурная картина мира вербализуется в языке — её свидетеле и хранителе. Формирование гармоничной картины мира личности, основой которой является знание родного языка и культуры, её постоянное развитие и совершенствование, — одна из основных задач всех социальных институтов общества. Знание и правильное использование механизмов инкультурации в момент становления языковой картины мира позволяет сформировать адекватные вербальные координаты той культурной и языковой мозаики, на основе которой в дальнейшем будет строится личность.
На важнейшем этапе формирования личности главная роль принадлежит родителям и ближайшим родственникам — агентам первичной инкультурации. Библиотека, благодаря её институциональным функциям, также является одним из важнейших участников процесса укоренения в культурном пространстве этноса. В этом процессе она участвует опосредованно — формируя читательские компетенции, составляя рекомендательные списки детской, психологической, педагогической литературы, организуя родительские лектории, разъясняя необходимость демонстрировать ребёнку высокие образцы языковой и поведенческой культуры и, таким образом, направляя процесс имитации — одного механизмов первичной инкультурации.
Елена Владимировна Бойко, Детско-юношеская библиотека-филиал №1 им. В. И. Лихонсова муниципального образования город-курорт Анапа
Евгения Владимировна Черноволова, библиотека-филиал №12 им. Н. А. Некрасова МБУ «Централизованная библиотечная система» г. Тамбова

