Часть 1. Фэнтези: от угрозы литературному вкусу к угрозе мировоззрению читателя
Кризис чтения в стране — дискуссионная тема, по поводу которой возможны самые разные мнения. По большому счёту, он проявляется не столько в количестве, сколько в качестве чтения: читать в России не стали меньше — читать стали хуже, и это особенно заметно применительно к чтению художественной литературы.
Заслуживает внимания точка зрения, согласно которой одна из причин кризиса чтения заключается в творчестве наших современников, в погоне за прибылью и известностью превративших литературу в однообразное развлекательное чтиво и существенно исказивших представление о ней в читательской среде1.
Говоря о современной беллетристике, приходится признать, что некоторые связанные с нею вопросы остаются недостаточно освещёнными исследователями, и едва ли важнейший из них связан с феноменом популярности отечественной массовой словесности. Каким же образом русскоязычное фэнтези, с огромным трудом пробивавшееся через поток переводной зарубежной продукции в 1990–1995 гг., достигло невероятнейшего расцвета всего за 5 лет (то есть за вторую половину 1990-х гг.)? Почему то же самое произошло с жанрами альтернативной истории и фолк-хистори? Почему столь популярным оказался отечественный иронический детектив? И как при наличии мощнейшей конкуренции с зарубежными авторами получил развитие русский любовный роман?
В предлагаемом вниманию читателя цикле статей предпринимается попытка найти ответы на эти вопросы. Это представляется актуальным уже потому, что популярные жанры литературы стали оказывать очень существенное влияние на читателей, и дело заключается не только в ухудшении качества чтения: они начали влиять даже на мировоззрение человека.
Основная особенность, связанная с популярностью произведений массовой литературы, заключается в том, что художественные достоинства текста отнюдь не являются определяющим фактором, влияющим на возникновение интереса читателей к тому или иному произведению. На самом деле ведущую роль играют совсем другие факторы, из которых важнейшим представляются учёт психологии читателя и игра на его подсознательных чувствах и тайных желаниях. Писатели, уловившие настроения читательской аудитории, при этом, разумеется, выигрывают, но можно ли то же самое сказать и о читателях, соблазнившихся яркими, но неоднозначными идеями и теориями, — вопрос далеко не однозначный.
Итак, чем же привлекает читателя популярная беллетристика и всегда ли это идёт на благо? И начать можно с одного из самых читаемых жанров — ненаучной фантастики.
Михаил Юрьевич Матвеев, ведущий научный сотрудник Отдела истории библиотечного дела Российской национальной библиотеки, доктор педагогических наук, Санкт-Петербург

