От линейной организации — к формату платформы

Дрейф муниципальных библиотек к новым формам сетевого взаимодействия

В современном мире только одно утверждение остаётся стабильным. Утверждение, что всё меняется с увеличивающейся скоростью.
Модель взаимодействия в формате платформы — не новая система построения организации (производственных отношений). Модели работы в формате платформы существуют давно. Например, логика работы торговых центров — сводить покупателей и продавцов, логика газет — объединять читателей, журналистов и рекламодателей. Сегодня благодаря информационным технологиям у любой организации всё меньше необходимости владеть материальной инфраструктурой и ресурсами в прежних объёмах. Создавать и развивать логику работы в формате платформы с использованием информационных технологий (ИТ) проще и дешевле, что ещё больше усиливает эффект сетевого взаимодействия. Платформы также являются генераторами большого объёма данных. И при использовании современных методов анализа всех появляющихся данных активно применяются технологии «больших данных» (Big Data)1. Основным критерием для данных, чтобы они стали «большими», является возможность обработки всего имеющегося массива. Если раньше статистика делала выводы на основе выборок из массива данных, то «большие данные» — это все данные, что имеются в наличии. И чем больше в рамках платформы появляется данных, тем ценнее становится платформа для всех участников взаимодействия.
Платформы бывают разные, но у каждой есть своя экосистема с однотипной основной структурой и участниками четырех типов (Рисунок 1). Владельцы платформы держат под контролем свою интеллектуальную собственность и систему управления платформой. Провайдеры играют роль посредников между платформами и пользователями. Производители создают свои продукты и услуги, а потребители пользуются ими2. Первостепенная задача для создателей и владельцев платформы — стимулирование взаимодействия и обеспечение адекватных правил и условий этого взаимодействия.

Для классического материального построения ценности в любой организации существуют пять составляющих производственных отношений: потребители, создатели услуг (товаров), каналы передачи (связи), конкурентная среда, границы организаций (правовое поле, территории, влияние и пр.).
Для классических организаций (библиотек) главное — рост материальных показателей и услуг, основанных на материальных показателях ограниченного перечня. При оптимизации (минимизации) затрат на получение только этих материальных показателей, организация становится успешной. И первой задачей по минимизации затрат становится уменьшение времени и ресурсов на взаимодействие между участниками — составляющими построения материальной ценности. В таком режиме с каждым шагом оптимизации (минимизации) взаимодействия организации с потребителями происходит потеря клиентской базы (объёма потребителей), поскольку с каждым годом для работы с клиентскими базами возникает всё больше условностей и затрат. Вступают в действие всё большее число законодательных инициатив по сохранению приватности данных потребителей (пользователей).

Александр Сергеевич Карауш, директор МАУ «Муниципальная информационная библиотечная система» города Томска

1 The State of Cloud Analytics 2016 [Электронный ресурс] // Informatica LLC, Deloitte LLC: [сайт]. — Режим доступа: http://www.informatica.com/lp/the-state-of-cloud-analytics-2016.html
2 Маршалл, Альстайн ван Сетевой эффект как новый двигатель экономики / Маршалл ван Альстайн, Джеффри Паркер, Сангит Пол Чаудари // Harward Business Review. — Россия. — 2017. — №1–2. — С. 21–29.