Пусть не удивляется читатель, что начать разговор о школе той поры, и о той литературе, на которой воспитывалось наше поколение, сидящее за партами в послевоенные годы, я начну с понятия «совесть». Оно выходит за рамки прикладных вопросов школьной жизни. Это разговор о ценностях и смыслах человеческого существования, которые вкореняла в нас школа и литература.
Я училась в советской школе и росла на художественной литературе, отражающей эту школу, а вместе с ней и нас — учеников. Мы узнавали в ней себя. Литература подсказывала нам, следуя за К. Ушинским, «Чем человек как человек может и должен быть».
Надо сразу сказать: слово «совесть» исчезло сегодня не только из литературы о школе, но и из реальной системы школьного образования и воспитания. Оно выпало не только из учительского, но даже их родительского «хочу», ибо оно не согласуется с ныне ходячим словом «успех». Редко кто скажет: хочу, чтобы вырос мой ребёнок хорошим человеком, а мои ученики — совестливыми людьми. Самим же нынешним ученикам отсутствие совести как внутреннего цензора не мешает жить, совесть не вписывается в систему их ценностей. Они убеждаются, что без совести жить в современном мире легче, легче выкручиваться из трудных ситуаций, добиваться личных целей за счёт других. Вместе с девальвацией совести девальвируются все другие нравственные ценности — честность, бескорыстие, милосердие, порядочность, доброта, сострадание. Для нас же совесть была олицетворением Человечности, а изливалась она из живого источника — личности Учителя.
Что же такое «совесть»? Михаил Пришвин видел смысл слова «совесть» в том, что оно передаёт «весть» от человечества к человеку, и человек, принимая эту весть и разделяя её, соответственно оценивает собственные поступки. Иначе на поставленный вопрос попытался ответить писатель и публицист Даниил Гранин в своём выступлении «Размышление о совести» на VII Международных Лихачёвских научных чтениях 24–25 мая 2007 года. В качестве идеала совестливого человека он назвал самого Дмитрия Сергеевича Лихачёва. Обрисовав его человеческий портрет, Гранин этим самым и охарактеризовал сущность понятия «совесть».
Ирина Ивановна Тихомирова, кандидат педагогических наук, Санкт-Петербург

