Создать образ будущего
Ходить по неровной футурологической почве бывает опасно. Однако будущее врывается в нашу сегодняшнюю жизнь, посылая знаки не только из интернет-каналов и СМИ, но подкарауливает в повседневной жизни.
Цифровая экономика, электронное образование, интернет вещей, «умные города», Big Data, искусственный интеллект и робототехника — все эти технологические прорывы стремительно надвигающейся Четвёртой промышленной революции ведут к кардинальным системным изменениям и значительным сдвигам в нашем образе жизни. Как эти изменения повлияют на человека? Изменятся ли этические нормы? Учёные предполагают, что через 20 лет быть человеком будет означать совершенно другое.
Прошедший в День знаний во всех школах города тематический урок «Россия, устремлённая в будущее» должен был с самого начала учебного года запустить процессы осмысления и обсуждения перспективных областей применения своих талантов и возможностей развития в России для тех, кто через несколько лет покинет школу. Екатеринбургские библиотекари, ставшие в этот день VIP-гостями в школах города, организовали разговор о чтении и профессии библиотекаря. Неважно, что она преждевременно переведена Агентством стратегических инициатив в разряд «профессий-пенсионеров». Ведь как бы она не трансформировалась через десятилетия (навигатор информационных ресурсов, тьютор по развитию, модератор сетевых сообществ, тренер творческих состояний) экс-библиотекарь всегда будет готовить читателя к будущему, помогая в отборе и синтезе разных видов информации. Разговор о будущем — это выход из зоны комфорта для решения проблем и действий в условиях новых вызовов. Книги, чтение — как раз то самое беспроигрышное средство, которое поможет взрослеющим детям подготовиться к жизни в обществе будущего, не допустить расчеловечивания в мире роботов, быть готовым к состраданию и милосердию. Читая, они научаться решать неизбежно возникающие в различных ситуациях проблемы и выстраивать отношения с ровесниками и представителями других поколений.
Вернее, могли бы быть подготовлены к будущему лучше, читая и проживая вместе с автором и персонажами различные ситуации и постигая особенности жизни в условиях революционных технологических инноваций, если бы круг чтения школьников был сформирован несколько иначе.
Марина Вячеславовна Ивашина, МБУК «Муниципальное объединение библиотек города Екатеринбурга», учёный секретарь, заслуженный работник культуры РФ

