Библиотека в пространстве высшей школы. Коммуникационный аспект

В последнее время пустеют читальные залы не только публичных, но и вузовских библиотек. Многие эксперты библиотечного дела указывают на снижение желания студентов посещать библиотеки вообще и библиотеки вузов в частности.
В своё время Рэй Бредбери отметил, что совершено бесплатно получил образование в библиотеке. Почему же студенты так мало внимания уделяют столь мощному ресурсу, как библиотека вуза? Ведь не секрет, что покупать учебники дорого, в Сети есть далеко не вся необходимая информация, многие представленные на сайтах материалы недостоверны или слабо написаны.
Библиотека оказывает значительное влияние на знания студента и формирование среды, способствующей его учебному и научному развитию. Среди её главных задач — информационное обеспечение учебного процесса, формирование информационной культуры, помощь в развитии навыков работы с книгой. Подготовка профессиональных кадров невозможна без обеспечения учебного процесса учебниками и научными изданиями, ведь около половины учебного времени отводится на самостоятельную работу студента, его подготовку к занятиям, контрольным работам, на выполнение индивидуальных и семестровых заданий. Также библиотеки вузов собирают и хранят большие объёмы специализированной, отраслевой информации. Часто библиотеку предлагают рассматривать как третье место, центр досуга, открытое и креативное пространство.
А какой хотят видеть библиотеку своего вуза студенты? В некоторых учебных заведениях при студенческом совете создаются специальные академические комиссии, которые анализируют и готовят предложения по улучшению работы библиотеки1. Библиотекам следует обратить внимание на коммуникационную составляющую своей работы и осваивать новые коммуникативные практики (PR-технологии, рекламу), что позволит соответственно представить себя в социально-коммуникационном пространстве высшей школы.
Согласно данным компании «Promova» от 2014 года2, читатели (читают не только книги, но и тексты любого типа) составляют 88% населения Украины, однако современная студенческая молодёжь меньше ценит книгу из-за экспансии интернета3. В теории PR-коммуникации все аудитории условно делятся на две большие группы: внутреннюю и внешнюю4. Очевидно, что для библиотеки вуза существует только внутренняя аудитория, которую составляют студенты (бакалавры и магистры), аспиранты, научные работники, преподаватели и другие работники учебного заведения.
Прямое наблюдение и беседы со студентами заставили задуматься над улучшением коммуникационной составляющей деятельности библиотек, донесением до сознания студентов информации, что библиотека — это уникальный ресурс, часть образовательного пространства. Например, опрос, проведённый среди студентов факультета систем и средств массовой коммуникаций Днепропетровского национального университета имени Олеся Гончара, показал, что многие студенты заходят в библиотеку исключительно чтобы получить учебники; некоторые перестают ходить в неё после первого курса. Некоторые учащиеся не знакомы с полным перечнем её услуг, а количество постоянных пользователей составляет всего 40–50% студентов — к ним можно прибавить 20–30% респондентов отметивших, что обращаются в библиотеку вуза «иногда и редко». Но более показательными являются данные, свидетельствующие о том, что только 20% респондентов посетили библиотеку вуза «неделю-две назад» и 30% респондентов — «месяц назад».

Мария Демидова, медиа-эксперт, Днепр, Украина

1 Україна та Болонський процес. Досвід США та Європи /[Д. Герцюк, Н. Галан]. — Львів: Друкарські куншти, 2007. — С. 26.
2 Рыбачук Ю. Украинцы соврали о своей любви к чтению [Электронный ресурс] /Юрий Рыбачук// Комментарии. — 2014. — №25. — Режим доступу http://gazeta.comments.ua/?art=1404373986
3 Грамм О. М. Виховна функція бібліотеки ВНЗ // Матеріали науково-практичної конференції «Бібліотека вищої школи на новому етапі розвитку соціальних комунікацій». 24–25.10.2013, Дніпропетровськ. — С. 33.
4 Игнатов Д. Настольная энциклопедия Public Relations / Д. Игнатов, А. Бекетов. — Москва: Альпина Бизнес Букс, 2004. — С. 10–20.