Коммуникационная активность вузовской библиотеки
Вузовская библиотека является своеобразным центром, средоточием коммуникации, осуществляющейся в процессе обучения. Она предоставляет возможность самоорганизации субъектов образовательного процесса и доступ к различным по форме и содержанию информационных ресурсов.
Одной из главных особенностей человеческой жизни в целом и её восприятия индивидуумом, то есть самим живущим, являются те акценты, которые последний делает в процессе своего существования. Понятно, что такой процесс происходит путём выделения внимания к тем или иным явлениям онтологической реальности сквозь призму языковой, которой, по сути, является то, что мы воспринимаем.
При этом в наблюдении и самонаблюдении внимание никогда не дано как отдельный процесс, оно всегда растворено в других процессах, сопровождает их, выступает как их сторона, иными словами, лишено собственного специфического содержания1. Последнее, на наш взгляд, наиболее ёмко может охарактеризовать процесс обучения, суть которого заключается в непосредственном усвоении и получении знаний, однако же это никак не влияет на его структуру и природу: так, этот процесс характеризуется многослойностью, когда один слой накладывается на второй, тот на третий и так далее.
Таким образом, процесс обучения — это коммуникация, его сутью является передача знаний и обмен информацией. Социальность (вписанность в контекст человеческой общины: её правил, норм и прочего) данного процесса предопределена его ментальным, психологическим и временным контекстом2. То есть суть этого процесса лишь отчасти влияет на его природу: кроме получения релевантного (основного) блока информации (нормы поведения, рефлексии и другого), индивидуум усваивает и нерелевантный (побочный) блок, который можно представить в качестве своеобразного бонуса. Последнее, понятно, происходит отчасти неконтролируемо, именно поэтому важным является целенаправленная профессиональная коммуникация персонала высшего учебного заведения по отношению к студентам, соискателям, магистрантам и прочим. Отметим, что характер и природа такого общения должна быть педагогической, то есть ему будут свойственный такие черты, как диалогичность, двойственная направленность, полиинформативность, высокая степень репрезентативности3. Естественно, добиться наличия всех этих ингредиентов (вех) в блюде (коммуникации) крайне сложно, их сочетание — признак мастерства, педагогического и, наконец, коммуникативного опыта носителя.
Алексей Валентинович Довгань, ведущий библиограф Научной библиотеки Национальной академии руководящих кадров культуры и искусств, кандидат филологических наук. Киев, Украина
1 Фаликман М. Внимание / М. Фаликман // Klex.ru — архив книг [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.klex.ru/9it
2 Омельченко Е. В. Проектная коммуникативная стратегия в рамках образовательного дискурса / Е. В. Омельченко // Научная библиотека Челябинского государственного университета [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.lib.csu.ru/vch/248/096.pdf
3 Чепеленко К. О. К вопросу о коммуникативной педагогике / К. О. Чепеленко // Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.sgu.ru/sites/default/files/textdocsfiles/2013/07/15/chepelenko_0.pdf

