Формирование информационной культуры учащихся
Стремительное развитие информационных технологий и средств коммуникации открыло новые перспективы в получении информации.
Современный человек, заходя в интернет, ищет и находит информационные сведения, необходимые как для профессиональной и учебной деятельности, так и удовлетворения потребностей в личностном развитии1. При всех позитивных новациях данного явления, обратим внимание на ряд негативных последствий, связанных, в первую очередь, с избытком информации. Трудности поиска в интернете необходимой информации, в том числе научных публикаций, обусловлены двумя основными причинами. Во-первых, число источников информации в Глобальной сети чрезвычайно велико. По весьма приблизительным данным, относящимся к концу 2001 г., эта цифра приближалась к 7,5 млрд документов, размещённых на серверах по всему миру2. Сегодня, несомненно, этот показатель многократно превышен. Возможности переработки этой информации имеют свои ограничения, в том числе временные. Самостоятельный информационный поиск в Глобальной сети можно сравнить с поиском иголки в стоге сена. Часто сведения, представляющую огромную ценность, остаются погребёнными под множеством второстепенных, дублирующих друг друга данных. Во-вторых, массив информации в интернете крайне динамичен. В отличие от стабильного и контролируемого фонда документов, хранящихся в библиотеках, интернет предоставляет собой гигантский и непрерывно меняющийся несистематизированный массив данных, ориентация в котором является весьма сложным процессом. Как отметил Ж. Бодрийяр, «информации становится всё больше, а смысла всё меньше»3. Человек оказывается «слабым звеном» в системе «компьютер—знания—человек», так как не успевает осмысливать, обозревать всё возрастающий поток информации4.
Ольга Анатольевна Здобнухина, заведующая сектором периодических изданий Отдела читальных залов ГБУК СОУНБ, г. Самара
Елена Алексеевна Дятлова, учитель истории и обществознания ГБОУ ВО СО СГОАН (Наяновой), г. Самара
1 Решетникова О. В. Библиографическая информация онлайн: возможности и перспективы (опыт Российской государственной библиотеки) // Библиотековедение. — 2016. — Т. 65. — №4. — С. 403–408.
2 Профессиональный поиск информации в Интернет // Интернет в профессиональной информационной деятельности [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://textbook.vadimstepanov.ru/chapter2/glava2.html
3 Уэбстер Ф. Теории информационного общества. — М.: Аспект Пресс, 2004. — С. 29.
4 Делокаров К. Х. [Концепция «общества знания» в современной теории: сб. научн. тр. / РАН ИНИОН. Центр социал. науч.-информ. исслед. Отд. социологии и социал. психологии; отв. ред. Д. В. Ефременко. — М., 2010 — 234 с.] — Сер. «Теория и история социологии». — С. 37.

