Реализация модели взаимодействия «ребёнок—семья—школа—библиотека»
Требования к качеству образования меняются: знания, умения, навыки уступают позиции компетенциям. Читательские компетенции являются предметными (литературное чтение), личностными и метапредметными результатами обучения.
Подобную точку зрения подтверждают психологи и педагоги, занимающиеся данным вопросом: Л. Н. Болотов, О. Е. Лебедев, И. А. Зимняя, Н. Д. Никандров, Г. К. Селевко, А. Л. Андреев, В. В. Сериков, А. В. Хуторской и др. В ФГОС начального общего образования выделены три группы требований к результатам обучения: личностные, метапредметные, предметные.
Читательские компетенции имеют психолингвистическую природу, причём выделить отдельно психологические составляющие и лингвистические невозможно, так как только в единстве они являются частью личностного багажа младшего школьника. Но укажем на то, что такие читательские компетенции, как читательская самостоятельность, мотивация чтения, читательский интерес, сознание значимости процесса чтения, тесно связаны с внутренней мотивацией учения, познавательными потребностями. Близко к понятию «мотив чтения» находится понятие «читательский интерес», который также является мотивом чтения. При этом следует отметить особенности второго понятия, позволяющие рассматривать его как самостоятельный критерий: во-первых, интерес — это познавательная потребность (в отличие от мотива, который носит частично социальный оттенок), которая обеспечивает направленность личности на осознавание целей деятельности; во-вторых, данная познавательная потребность способствует ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отображению действительности; в-третьих, как указывает П. Б. Кочетова1, устойчивые читательские интересы формируются у человека постепенно, с приобретением жизненного опыта и по мере овладения читательскими навыками.
Итак, читательский интерес — это «устойчивая спонтанная потребность человека в избирательном общении и с другими людьми — авторами книг — с целью осознания себя и осмысления окружающего мира»2.
Как отмечает Л. С. Выготский, ребёнку понятно и интересно то, значение чего он видит для своей жизни3. Таким образом, осознанность процесса чтения для свой жизни следует рассматривать как отдельный компонент.
Ольга Сергеевна Сальникова, старший преподаватель Череповецкого государственного университета, кандидат филологических наук
1 Кочетова П. Б. Как и почему меняются читательские интересы младших школьников и что с этим делать // Начальная школа. — 2003. — №1. — С. 19–24.
2 Там же.
3 Выготский Л. С. Психология. — М.: ВЛАДОС, 2006. — 639 с.

