Как выявлять фальшивые новости в интернете и почему важно научить этому детей.
Современные школьники растут в эпоху, когда умение обращаться с информацией стало навыком, сравнимым со знанием таблицы умножения. Перед лицом нескончаемого интернет-потока человек должен уметь защитить себя от лжи, научиться мыслить критически и добиться максимально неискажённого восприятия о мире.
По результатам исследования «Media Insights Project» выяснилось, что для нового поколения газеты, телевидение и радио ушли в прошлое: 82% опрошенной молодёжи от 18 до 34 лет назвали интернет основным источником информации. Причем 64% респондентов узнают новости о событиях в мире из сети.
Фейковые новости, будь то маркетинговые уловки или политические провокации, могут не только исказить картину мира, но и увести деньги из кошелька. Скандальные заголовки привлекают интернет-пользователей на сайты онлайн-мошенников. А новости о том, что происходит в мире, могут быть частью информационной войны. Один заголовок о том, что террористы «призвали мусульман Америки голосовать за Хиллари», устроил информационную бойню во время выборов в США, а новость о смерти королевы Елизаветы II в январе этого года спровоцировала волну некрологов даже на достоверных ресурсах, похоронив монарха Великобритании заживо.
Неоднократные случаи появления дезинформации в Сети настораживают неравнодушных преподавателей, которые знают, что их ученики берут большую часть информации из интернета. Образовательной сфере брошен новый вызов: научить детей отличать правду от вымысла, сомневаться и без стеснения задавать вопросы.
В Соединённых Штатах появились организации, которые стремятся повысить способность подростков отличать правду от вымысла. Среди них — сообщество News Literacy Project (проект по новостной грамотности), который предлагает онлайн-курсы по медиаграмотности и доступ к методическим материалам по этой теме для учителей. Практические пособия для проведения уроков, лекций и семинаров для любого уровня, от начального до продвинутого, — англоязычные учителя находят на официальном сайте «Global Digital Citizen Foundation». А студия «GameLab» от Американского университета разработала игру «Factitious», цель которой — определить достоверность той или иной новости (новости в игре — реальные).
Школьные учителя могут скачать уже существующие учебные планы для обучения медиаграмотности или самостоятельно изобрести способ работать с учениками. Для ребят из средней школы креативные педагоги придумали игры по развитию критического мышления, а для детей постарше — более серьёзный формат. Например, ученики обсуждают подлинность новостей вместе с педагогом за круглым столом, устраивают скайп-конференции с экспертами и участниками обсуждаемых событий.
Преподаватели из разных городов объединяются через интернет, чтобы устраивать состязания по распознаванию фальшивых новостей. Так четвероклашки из штата Канзас стали первопроходцами в этом эксперименте, схлестнувшись умами по скайпу с калифорнийскими пятиклашками. Каждому ученику было дано задание — найти две настоящих новости в интернете, а третью придумать самим. Их соперник должен был определить, какая из новостей фальшивая. Самым сложным для малышей оказалось придумать правдоподобную ложь, ведь слишком яркие признаки наигранности могли лишить команду заветных баллов.
Американские школьники изучают феномен ложных новостей на уроках истории, информатики и социальной науки (в средней американской школе так называется обществознание). Преподаватели и учёные прилагают усилия, чтобы расширить теоретическую и практическую базу медиаграмотности как дисциплины. Её принципы разбиты в учебных планах на уровни по сложности: азы преподаются в средней школе, а совершенство достигается уже на уровне университетского образования.

