«Рубакин — великий энциклопедист или, лучше говоря, он сам уже является энциклопедией современной России» — так отзывался о Николае Александровиче Ромен Роллан в своём «Дневнике» в 1917 году
Так случилось, что совпали разные события по масштабу и значимости, но взаимосвязанные между собой. Журнал «Библиотечное дело» объявляет весьма оригинальную, но значимую тему «Мужчины в библиотеке». Как пример: существует проект «читающая мама – читающая нация». А может быть, потому что нет проекта «Читающий папа – читающая нация» и отсюда изъяны в читательском развитии детей? Но это другой разговор. А вот библиотечная профессия действительно женская, только среди библиотековедов встречаются мужчины. И мужчина №1 в космосе библиотек, книг, чтения и читателей — Николай Александрович Рубакин.
Удивительное совпадение! Идея такой темы возникла как раз в те дни, на которые пришлись сразу две памятные даты: 70 лет со дня его смерти Н. А. Рубакина и столетие обретения библиотечной психологией, созданной им, статуса науки. И 23 ноября, в день 70-летия со дня смерти Н. А. Рубакина, было проведено, душевное мероприятие в рамках изучения учебного курса «Читателеведение в системе коммуникационной деятельности библиотек». В нём участвовали студенты, преподаватели, библиотекари, представитель Центра чтения РНБ, директор ЦБ имени Н. А. Рубакина, находящейся на его родине в Ораниенбауме (ныне — Ломоносов). Не ставя задачи детального описания этого события (а оно заслуживает того), скажем, что это было большое комплексное мероприятие интерактивного типа. Была организована выставка, посвящённая Николаю Александровичу. С докладом о родном городе и библиотеке им. Н. А. Рубакина, которая хранит память о нём, выступила С. В. Чеботарёва, директор Ломоносовской библиотеки. И. И. Тихомирова рассказала об удивительной просветительской деятельности Рубакина. К этому докладу С. М. Бородин подготовил видеоряд обложек научно-популярных книг, написанных Н. А. Рубакиным. Презентацию по теории и практике самообразования на основе двух работ «Письма к читателям о самообразовании» и «Практика самообразования» сделала В. А. Бородина.
Но главным событием стала деловая игра «Составление проектов продвижения идей Н. А. Рубакина о самообразовании в современных библиотеках с ориентацией на будущее». В ней принимали участие все, кто был на мероприятии, а главными действующими лицами были студенты. После составления проектов в группах была их презентация и обсуждение. В экспертную группу вошли: А. В. Соколов (председатель), С. В. Чеботарёва, А. С. Степанова, Л. Д. Глотова. В самом конце проведена оценка мероприятия по методике Э. де Боне «Шесть шляп мышления». Общее резюме: достойное, познавательно-эмоциональное, рефлексивное мероприятие мировоззренческого и методологического уровня.
Утверждение, вынесенное в название статьи, не фигура речи, а реальность. Николай Александрович Рубакин, независимо от того, много ли специалистов знают о нём, живёт в пространстве читателеведения в XIX, XX и XXI веках. До сего времени поражает масштаб и глубина его трудов и деяний. Можно смело утверждать, что и сейчас они остаются бездонными, неисчерпаемыми, перспективными в плане изучения для будущего библиотек не только как института знаний, но и как института методологии приобретения знаний. Работы Н. А. Рубакина, достаточно объёмные и ёмкие, требуют основательного погружения в них, значительных временных затрат, интеллектуальных и душевных сил. В целях доступности трудов Рубакина и облегчения знакомства с ними подготовлена и издана хрестоматия в 2014 году в издательстве РШБА. В ней представлены основные его работы, являющиеся фундаментом библиологии, библиопсихологии, социологии чтения, психологии и педагогики самообразования, теории библиотечного дела. Полагаю, что она должна стать настольной книгой у специалистов и студентов библиотечной сферы (да и других).
В читателеведении нет равной Н. А. Рубакину по масштабу личности. В его лице мы имеем самостоятельный междисциплинарный научно-исследовательский институт. 22 октября этого года исполнилось 100 лет со дня официального возникновения библиологической психологии (библиопсихологии). Это произошло в Женевском педагогическом институте Ж-Ж. Руссо: на публичном заседании, созванном директором этого института П. Бове, профессором Женевского университета Э. Клапаредом, профессором Э. Феррьером и директором Международного библиографического института в Брюсселе П. Отле, была создана секция библиопсихологии. Как отмечал Николай Александрович, эти специалисты, обстоятельно изучив его многолетние труды «по исследованию русского читательства», «впервые познакомили с ними западноевропейский учёный и педагогический мир». Несколько лет спустя секция была преобразована в самостоятельный Институт библиологической психологии, в котором А. Н. Рубакин работал практически один.
Теория библиопсихологии заслуживает отдельного основательного и глубокого разговора, поэтому, не затрагивая библиопсихологию и другой вклад Рубакина в читателеведение, в данной статье представим базовые позиции по самообразованию читателей. Это представляет актуальность в связи с тенденцией обоснования библиотек (общедоступных и школьных) как когнитивных центров. Актуальность обусловлена ещё и тем, что современный человек находится в сложной информационно-коммуникативной среде, насыщенной мультимедийными текстами в разных сочетаниях вербальных и невербальных элементов. Как они влияют на познавательно-эмоциональную и волевую деятельность читателя? Вопрос остаётся открытым. Но с точки зрения методологии и теории решения этой проблемы в рамках самообразования суждения Н. А. Рубакина более чем злободневны.
Прежде чем знакомиться с базисными положениями о самообразовании, стоит вспомнить экслибрис Н. А. Рубакина, на который мало кто обращает внимание. Но именно в нём ярко выражена космическая составляющая читателеведения. Каждый может убедиться сам, внимательно рассмотрев экслибрис. Мне не встретилась информация, как он создавался, потрясающий по образности, глубочайший по смыслу и перспективности читателеведческого космоса, текстуально развёрнутого и обоснованного Н. А. Рубакиным в его многочисленных работах. Возможно, о создании экслибриса есть данные в рукописях, которые хранятся в его архиве в РГБ. Эти материалы всё ещё ждут своего часа в изучении и публичном представлении.
На изображении раскрытой книги написаны слова: «Да здравствует книга могущественнейшее орудие борьбы за истину и справедливость!». Это кредо Н. А. Рубакина воплощено в теории и практике самообразования, одного из направлений читателеведения, которому посвящено много статей и две крупные работы. Они созданы на основе многолетней переписки с читателями. Только за два года он получил более 7000 писем. Попытаемся в тезисах (почти дословных) представить основы самообразования, главным из которых была жизнь, и всё встраивалось в стратегию и контекст жизни человека и человечества.
Валентина Александровна Бородина, профессор кафедры библиотековедения и теории чтения СПбГУКИ, доктор педагогических наук

