Неисчерпаемый источник

Опыт работы библиотеки ЧелГУ по стимулированию читательской активности студентов

В век сетевых технологий вузовские библиотеки стремятся всеми возможными средствами и методами стимулировать читательскую деятельность своих пользователей. Библиотека университета как современный информационно-культурный центр является важнейшей составляющей в процессе воспитания студентов.
Имея неограниченные возможности доступа к различного рода информации, библиотека выступает одновременно как источник, из которого черпает свои знания формирующаяся личность, и как источник социальной адаптации молодого поколения1. Деятельность библиотеки по повышению читательской активности студентов должна соответствовать современному этапу развития библиотечного обслуживания, основываться на новых формах и методах, поиске тех путей, которые бы способствовали приобщению к чтению, которое является важнейшим элементом университетского воспитания студенчества.
На сегодняшний день в печатных изданиях и в сети накоплено много разнообразной информации о чтении молодёжи2. Источником такой информации являются исследования самого различного уровня и масштаба, ведущимися как профессиональными социолоами и культурологами, так и новичками, и дилетантами. Социологические исследования чтения художественной литературы помогают выявить специфику, особенности, структуру жанровых предпочтений студентами.
В мае 2016 г. в научной библиотеке Челябинского государственного университета (далее — ЧелГУ) было проведено исследование картины чтения современных студентов и их отношения к чтению. В ходе исследования планировалось выявить возможности стимулирования читательской деятельности молодых студентов вуза посредством механизмов моды и интернет-технологий. Изучение феномена моды в вопросах чтения в современной действительности является актуальным. Проблемы моды в чтении таят в себе много непознанного, ощущается явный дефицит эмпирического материала, связанного с проявлениями моды в молодёжной культуре посредством интернет-технологий.
Исследование проводилось методом анкетирования. Анкетные карты распространялись двумя способами. Первый — с использованием технических возможностей платформы «Google Документы», на сервере которой была размещена онлайн-версия анкетной карты. Распространение информации о проводимом исследовании осуществлялось в наиболее популярной у студентов ЧелГУ группе социальной сети «ВКонтакте».

Надежда Анатольевна Акимова, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Челябинский государственный университет» (ФГБОУ ВО «ЧелГУ»), Научная библиотека, библиотекарь 2-й категории

1 Комаровская Т. В. Библиотека в едином научно-образовательном пространстве университета [Текст] / Т. В. Комаровская // Универ. кн. — 2001. — №8. — С. 43.
2 Зоркая Н. А. Чтение молодёжи [Текст] / Н. А. Зоркая // Остановиться. Оглянуться…. — Москва: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2009. — С. 53–57; Кризис чтения: энергия преодоления: сборник науч.-прак. работ [Текст] / Межрегион. центр библ. сотрудничества, Челяб. гос. акад. культуры и искусств. — Москва: МЦБС, 2013. — 319 с.; Круглякова С. А. Информационно-читательский портрет молодёжи [Электронный ресурс] / С. А. Круглякова II Аналитика культурологии. — 2012. — №3. — Режим доступа: analiculturolog.ru/index.php?module=subjects&furc=viewpage&pageid=362 ; Моргунова О. В. Социальные сети — доступная среда для продвижения чтения [Текст] / Моргунова О. В. // Кризис чтения: энергия преодоления / Межрегиональный центр библ. сотрудничества; Челябинская гос. акад. культуры и искусств; [В. Я. Аскарова, ред.-сост. ]. — 2013 . — С. 179–187; Самохина М. М. Молодые читатели в интернете. По результатам социологического исследования [Текст] / М. М. Самохина, О. Н. Кондратьева // Библиотечное дело. — 2011. — №14. — С. 39–42; Селиверстова Н. А. Читательские интересы молодёжи [Текст] / Н. А Селиверстова // Знание. Понимание. Умение. — 2005. — №4. — С. 156, 157; Хафизов Д. М. Современные тенденции поддержки и развития чтения молодежи: библиотечный ракурс [Текст] / Д. М. Хафизов // Культура — искусство — образование: научные и прикладные аспекты: XXXVI науч.-практ. конф. проф.-преподават. состава акад. / сост. и авт. предисл. А. В. Штолер; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. — Челябинск, 2015. — С. 282–286.