Спрос рождает предложение

Мини-опрос как один из методов изучения интересов читателей-детейпри комплектовании библиотечного фонда

Эффективное комплектование библиотечного фонда невозможно без изучения спроса и информационных потребностей пользователей библиотеки.
Для того чтобы получить наиболее полную информацию о читательских предпочтениях, изучение читательского спроса должно быть комплексным, с использованием различных методов, таких как беседа, интервью, анкетирование и другие. К читателям нужен индивидуальный подход: кто-то с удовольствием ответит на вопросы устно, кому-то удобнее подумать над анкетой дома. Вариант, подходящий большинству читателей, — мини-опрос. Этот метод не позволяет получить полную информацию по изучаемой теме, зато не отнимает много времени у опрашиваемого и позволяет охватить наибольшее число респондентов.
Поспелихинская поселенческая детская библиотека, являющаяся филиалом Поспелихинской центральной библиотеки, ежегодно проводит мини-опросы. Раньше ребятам предлагали ответить на вопросы устно или записать ответы на листочке. В последние годы мини-опросы приобрели наглядность, и результат не заставил себя ждать: теперь детей не нужно уговаривать принять участие в опросе, они сами проявляют инициативу, увидев красочный плакат или узнав о мини-опросе от сверстников.
В 2014 г. для учащихся 1–4-х, 5–8-х классов проводился мини-опрос «Голосуй за любимую книгу!». В течение месяца каждый желающий имел возможность назвать одну-две полюбившиеся книги, прочитанные в детской библиотеке. Для этого достаточно было написать фамилию автора и название книги на листочке и опустить его в ящик для голосования. Такая форма опроса пришлась детям по душе, число респондентов оказалось вдвое больше, чем обычно, некоторые ребята приходили в библиотеку специально, чтобы принять участие в мини-опросе. По итогам голосования был составлен список наиболее востребованных книг. Проанализировав его, специалисты детской библиотеки определили наиболее популярные произведения и серии. Всего учащимися 1–4-х классов было названо 68 книг. Наиболее популярными оказались произведения, входящие в школьную программу (К. И. Чуковский «Муха-цокотуха», С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев», Г. Остер «Вредные советы», Л. Кэрролл «Алиса в стране чудес», Ш. Перро «Кот в сапогах» и другие). Поскольку они любимы детьми и обязательны для изучения в школе, было принято решение о приобретении дублетных экземпляров и замене ветхих книг новыми. Учащиеся 5–8-х классов проголосовали за 55 книг, проявив наибольший интерес к серии книг о приключениях Гарри Поттера. Поскольку некоторые книги о Гарри Поттере пришли в негодность из-за повышенного спроса, возникла необходимость в их замене. Большое количество голосов также набрали: А. Зайцева «Снежинки, гирлянды и новогодние фигурки», «365 советов юному мастеру». Ребята проявляют большой интерес к книгам, которые помогают в изготовлении поделок из различных материалов. Сотрудники детской библиотеки приняли решение о приобретении соответствующих пособий. Фонд пополнился следующими изданиями: Н. С. Васина «Бумажные чудеса», О. А. Скляренко «Динозавры из пластилина», Ю. Ленгина «Картины из пластилина», О. А. Мишанова «Картины из шерсти», Т. Б. Сержантова «Оригами для всей семьи», А. Войнова «Песочное рисование», Ю. К. Школьник «Поделки из ненужный вещей»). Были приобретены также DVD-диски «Батик: осваиваем волшебную роспись по ткани», «Бисероплетение для детей: цветочное волшебство», «Декупаж керамики», «Декупаж: основные техники», «Делаем сами. Русская тряпичная кукла», «Изделия из войлока своими руками», «Красивая бижутерия своими руками», «Мыло — своими руками» и другие.

Светлана Викторовна Люблинская, ведущий библиотекарь Поспелихинской модельной детской библиотеки, филиала Поспелихинской центральной библиотеки, с. Поспелиха Алтайского края