Услышав сочетание слов «маркетинг и библиотека», многие удивятся: а как они связаны? Библиотека, тем более национальная, — это не торговая организация, она не нацелена на реализацию своих ресурсов за деньги. Главная цель её деятельности — формирование фондов, их раскрытие и связанное с этим просвещение, научная и образовательная деятельность.
Однако все эти перечисленные направления сегодня, в условиях стремительного развития информационного общества, будут невыполненными, если игнорировать демонстрацию «товара лицом», при этом «товар» будет интеллектуальным, и его продвижение также потребует необычных рыночных подходов.
Отдел маркетинга в Президентской библиотеке достаточно молодой, в 2014 г. ему исполнилось два года. Он вырос из службы по связям с общественностью, которая занималась и работой с прессой, и аналитикой, и развитием отношений с внешним миром. Однако решение о выделении маркетинга в отдельную сферу деятельности, принятое в 2012 г., уже спустя два года показало свою состоятельность. Многие реализованные проекты по маркетинговому продвижению Президентской библиотеки в 2014 г. были организованы впервые, и они продемонстрировали комплексное, нацеленное на результат развитие этого направления деятельности.
Юбилей — на пользу делу
В 2014 г. отмечалось пятилетие работы Президентской библиотеки. Как известно, первая электронная библиотека страны — самая юная из национальных библиотек России. И, конечно, в своей повседневной деятельности она постоянно учитывала опыт Российской национальной и Российской государственной библиотек. Более того, для решения совместных актуальных задач был создан Совет сотрудничества национальных библиотек.
Однако Президентская библиотека является принципиально инновационной по концепции своей деятельности. Это национальная электронная библиотека, то есть все её ресурсы существуют в виде сканов документов, оцифрованных видео- и аудиозаписей. Для их продвижения необходимо, с одной стороны, использовать достижения «цифрового» века, с другой — не лениться общаться, разъяснять особенности тем, для кого библиотека ассоциируется прежде всего с тишиной и шелестом книжных страниц…
Пять лет работы учреждения стали периодом, позволившим систематизировать собственный опыт библиотеки и определить ожидания от организаций, с которыми завязались партнёрские отношения. Это дало основания для проведения 24 марта 2014 г. конференции-семинара «Маркетинг как интеграционный инструмент в работе современной библиотеки». Анализ взаимодействия библиотеки с участниками формирования фондов, удалёнными электронными читальными залами и региональными центрами, филиалом в Тюмени, сотрудничества в рамках Учёного совета позволили вынести в повестку дня конференции актуальные вопросы, разъяснения по которым давали представители музеев, галерей, эксперты, учёные. Мероприятие проходило в два этапа: по окончании пленарного заседания была проведена деловая игра. В течение всего дня на обратной связи с мультимедийным залом находились региональные центры Президентской библиотеки, которые активно участвовали в обсуждении. Результатом встречи стали решение об использовании практики использования социальной рекламы при продвижении проектов, подготовка к открытию в Москве удалённых читальных залов.
Благодаря конференции у Президентской библиотеки появились новые партнёры, прежде всего — Российский книжный союз, филиал которого в Санкт-Петербурге в то время только образовывался. Хорошим маркетинговым ходом стало его привлечение к этому мероприятию, что позволило библиотеке войти в число первых организаций, с которыми РКС начал развивать взаимодействие. Впоследствии это позволило успешно участвовать в IX Петербургском международном книжном салоне, принять в библиотеке крупные мероприятия секции «Язык и литература» III Санкт-Петербургского международного книжного салона. Таким образом, отдел маркетинга выполнил одну из важных функций — через свою деятельность обеспечил взаимодействие Президентской библиотеки и культурно-просветительских организаций разного уровня.
Валентин Валентинович Сидорин, директор по общественным связям Президентской библиотеки

