О книге: Тихомирова И. И. Педагогическая деятельность школьного библиотекаря: учебно-метод. пособие для школьных библиотекарей как педагогов / И. И. Тихомирова. — М.: РШБА, 2014. — 463 с. — (Прил. к журналу «Школьная библиотека». Серия «В помощь педагогу-библиотекарю». Вып. 4–6).
В 2011 г. по прямому распоряжению Президента России был введён статус педагога-библиотекаря. Потребовалось срочно создавать учебные материалы для обучения бакалавров нового направления. Ираида Ивановна оперативно откликнулась на эту острую общественную потребность, выпустив при всемерной помощи Русской школьной библиотечной ассоциации (Президент — кандидат педагогических наук Татьяна Дмитриевна Жукова) капитальным (около 30 а. л.) учебно-методическим пособием «Педагогическая деятельность школьного библиотекаря». Оно стало своего рода венцом научной и учебной деятельности этого опытнейшего вузовского педагога. Поскольку не каждому посчастливится держать эту книгу в руках — её тираж составляет 2000 экземпляров, а школьных библиотек в стране на три порядка больше, — дам представление об этом произведении.
Оно состоит из четырёх глав. Казалось бы, это совсем мало, особенно если учесть, что учебных пособиях обычно каждая глава соответствует одной теме. Однако такое первое впечатление обманчиво. Фактически в книге И. И. Тихомировой сведены воедино четыре больших раздела, заключающих в себе всё богатство теоретических, методических и практических вопросов, связанных с ювенальной библиотечной педагогикой. Всмотримся в содержание пособия пристальнее.
Первая глава «Сущность и специфика педагогической деятельности школьного библиотекаря» говорит сама за себя. Она вводит читателя в эту область, новую и для библиотековедения, и для педагогики. Начинается изложение последовательно. В первом параграфе представлена деятельность школьного библиотекаря как педагога в структуре общей библиотечной педагогики. Второй параграф посвящён видам и функциям деятельности школьного библиотекаря. Затем (в третьем параграфе), имеющем определяющее значение для всей концепции автора, да и для всей сферы деятельности библиотекаря как педагога, раскрываются главные, выстраданные десятилетиями педагогического труда и изучения библиотечной практики, идеи: «Руководство чтением — ключевое звено педагогической деятельности школьного библиотекаря», «В чём разница между руководством чтением в библиотеке и на уроке литературы?». Решив эти проблемы, лежавшие до сего времени камнем преткновения в развитии как библиотековедения, так и педагогики, автор переходит в четвёртом параграфе к разъяснению того, почему первейшим профессиональным качеством педагога-библиотекаря следует считать психологическую грамотность. Здесь обстоятельно раскрывается суть этого сложного понятия. За этим в пятом параграфе следует раскрытие ещё одного нового и актуального вопроса — номенклатуры и содержания педагогических компетенций школьного библиотекаря. Заключают главу соображения об организации развивающего пространства библиотеки для детей (параграф 6).
Вторая глава даёт целостное представление обо всём комплексе направлений педагогической деятельности школьного библиотекаря. К ним автор последовательно относит:
• исполнение библиотекарем образовательной функции;
• формирование информационной культуры учащихся (отдельно рассматривается чтение художественной литературы в контексте информационной культуры);
• специфику воспитательной функции школьного библиотекаря-педагога;
• культуротворческую профессиональную деятельность библиотекаря;
• гуманистическую направленность педагогического труда школьного библиотекаря;
• участие школьной библиотеки в выявлении и поддержке творчески одарённых детей.
В заключение И. И. Тихомирова подчёркивает, что школьный библиотекарь работает не только с детьми, но и со взрослыми, прежде всего с учителями и родителями, и освещает эту специфическую работу в заключительном параграфе главы.
Раскрыв основные направления педагогической деятельности, она переходит к детальному освещению психологических аспектов педагогической деятельности школьного библиотекаря (глава 3). Таких аспектов оказывается много и все они действительно весьма специфичны. Это прежде всего возрастная дифференциация читателей-детей. Автор отвечает на труднейший вопрос: «Что происходит в голове читателя в процессе чтения?». Ответ на этот вопрос убеждает в правомерность квалифицировать чтение как диалог читателя с книгой и основу библиотечного общения.
Юрий Николаевич Столяров, главный научный сотрудник научно-аналитического отдела нпо «Издательство «Наука»», доктор педагогических наук, г. Москва

