Сетевая библиотечная программа «Прочти Москву» Мастер-класс в ЦГДБ им. А. П. Гайдара

Проект izi.TRAVEL — это сервис для создания и распространения аудиогидов для смартфонов. В ходе занятия мы рассматривали возможность использования этой технологии для краеведческой работы в библиотеке.

Справка: как оно работает?
Освоив не очень сложную технологию работы с платформой, предлагаемой проектом izi.TRAVEL, тому, кто желает создать собственный маршрут, будет необходимо сделать три вещи: сфотографировать на месте основные точки будущего маршрута, подготовить небольшой сопроводительный текст и записать его на диктофон. Затем нужно зарегистрироваться на сайте (http://izi.travel/ru) и с помощью системы управления контентом разместить свои материалы на сайте. Ваш аудиогид готов.
Изюминка такой технологии краеведческой работы с детьми в том, что после размещения на сайте аудиогид становится доступным любому обладателю смартфона с загруженной в него программой (её можно скачать на сайте). Им может воспользоваться любой желающий. Аудиогид может быть составлен в любом жанре, состоять из той информации, которую вы посчитаете уместной и важной. Одним словом, это настоящий творческий авторский проект. Подростку, не расстающемуся со смартфоном, наверняка будет интересно погулять по городу с персональным «экскурсоводом». Если телефон подключён к интернету, то аудиогид сам будет вести маршрут. Благодаря тому, что вы заранее отметите точки маршрута на карте, загруженной в приложение, аудиогид будет рассказывать о достопримечательностях, к которым на вашем пути. Погуляв с таким мобильным приложением в телефоне, подросток может пожелать составить маршрут сам. Учитывая то, что сейчас среди молодёжи наблюдается интерес к окружающему пространству, может получиться необычный проект.

Новое краеведение, или Почему аудиогид может быть интересен библиотеке?
Современное краеведение меняется по своим формам и характеру. Для того чтобы краеведческая работа с детьми и подростками была максимально эффективна, необходимо быть в курсе этих перемен. Нынешние тенденции таковы, что любая краеведческая работа граничит с маркетингом, с экономическими преобразованиями, социальными переменами в обществе. Не замечать этот процесс было бы неправильным. То, что через десять лет превратится в объект новейшего краеведения, создаётся уже сейчас. Многие материалы, на которые будут опираться юные краеведы, могут быть сформированы молодёжью, имеющей хорошую фото- и видеотехнику и с удовольствием путешествующую по разным уголкам нашей страны, изучающей собственные города.
Тема брендинга территорий заслуживает отдельного большого краеведческо-библиотечного разговора. Однако если попытаться сиюминутно применить её к библиотечно-краеведческой практике (хотя бы на вышеприведённом примере создания аудиогида), то мы можем получить социальный проект, передающий неожиданные, свежие впечатления о конкретном месте, а также «рост доверия к нему, чувство симпатии к его жителям, уважение к их ценностям»1 — то есть то, что известный современный географ и специалист в области маркетинга и брендинга территорий Д. Визгалов и называет, собственно, брендингом территорий.
Подход молодёжи — это всегда подход нестандартный. Если облечь его в современную форму, подобную той, что предлагает izi.TRAVEL, мы получим совершенно новый взгляд на свой город, на какое-либо конкретное место, улицу, дом, район. Вот, наверное, самый простой пример идеи такого проекта: создание маршрута (аудиогида), который отразил бы самую яркую идею, характеризующую выбранное место. Если таких маршрутов получится несколько, можно устроить обсуждение в библиотеке, и, возможно, из нескольких маршрутов родится один, наиболее точно отражающий полученное задание. Создание подобного маршрута — это не что иное, как «поиск, выражение и развитие городской идентичности… представление её в ярких взаимосвязанных образах»2, то есть попытка брендинга конкретного места. А заодно и прекрасная возможность тем, кто будет работать над этим аудиогидом (например, группе подростков), изучить свой населённый пункт, понять самого себя и своё место в нём. Не это ли есть одна из целей краеведческого образования?

Мария Далецкая, ведущий методист ЦГДБ им. А. П. Гайдара, Москва

1 Визгалов Д. Брендинг города // Денис Визгалов: пусть города живут / Сост. Михаил Губергриц, Надежда Замятина, Михаил Ледовский. — М.: Сектор, 2015. — С. 26.
2 Там же. С. 53.