В последние годы повысилась значимость работы над созданием региональных брендов. Это связано с необходимостью повысить имидж территории, выявить ее уникальные черты, что позволяет рассматривать местные бренды ни много ни мало как стратегическую цель продвижения региона.
Известность городов в первую очередь прибавляется промыслами. Так, город Тула и Тульская область прославились в своё время тульской гармонью, тульскими пряниками, тульскими самоварами, а ещё больше тульским оружием. Известность оружейников Тулы как знатных мастеров-оружейников началась ещё в XVIII веке с создания клинкового оружия и пушек, а закрепилась производством системы полевой реактивной артиллерии, типа «Катюша», во время Великой отечественной войны. Сегодня тулякам недостаточно видеть свой край, ассоциирующимся только с исконными промыслами, они хотят создать город-бренд и усиленно выбирают образы, которые станут соотноситься с новой Тулой*.
Брендинг территорий относительно новое начинание. Не случайно эксперты утверждают, что «в брендинге каждый суслик агроном». Здесь важно занять свою нишу, делая акцент на местный продукт.
Каждый регион пытается выбрать ту модель продвижения бренда, которая выражает ожидания и цели развития территории. Делается это для повышения привлекательности малой родины для жителей, мигрантов и туристов. Главное, на чём основан выбор бренда, — подчеркнуть уникальность региона. В противном случае он не будет узнаваем. «Бренд — это порт, объединяющий все позитивные проявления на территории для достижения единой цели».
Хотите участвовать в создании успешного регионального бренда, повысить имидж села, города, района, собирайтесь вместе — бизнес, культурная элита, население, администрация, совместно определяйте цели, задачи и общий подход в реализации бренда. Власть может создать условия и финансовую поддержку, будет лоббировать интересы организации, которые станут для территории брендовыми. Как считает Василий Гнедовский, руководитель проектов Российского Института Урбанистики, «так называемые “регионы” должны стать “столицами”, должны сами стать источниками инноваций, новых идей и нового качества жизни». Успешно созданный бренд территории поможет эти цели осуществить.
Александра Александровна Таращенко, главный библиотекарь ТОУНБ им. А. С. Пушкина, г. Томск
* См.: Проект «Бренды Тулы» http://www.btula.ru/page_o_proekte.html

