Творческое имя и особенности его репрезентации в региональных культурно-коммуникативных практиках

Пространство собственных имён — пространство взрыва. Не случайно исторически взрывные эпохи выбрасывают на поверхность «великих людей».
Ю. М. Лотман

В России насчитывается 83 субъекта Российской Федерации, каждый из которых имеет свои культурные достопримечательности, относящиеся к материальному и нематериальному культурному наследию.
Исследователь Евгения Громова акцентирует внимание на недостаточном использовании российскими регионами своих природных и культурных объектов для собственного развития. Так, согласно отчёту Всемирного экономического форума UNWTO) Россия «занимает 5-е место из 133 стран по числу природных объектов и 9-е место по культурным объектам»1.
Несмотря на такой высокий показатель, развитие территорий в России характеризуется как процесс бессистемный, не имеющий исследований и чёткого позиционирования. Отличительными особенностями процесса являются: копирование чужих брендов, неумение использовать свои национальные особенности, игнорирование уникальности своей территории, непонимание своего культурного кода.
Вопросы регионального развития в России в последнее десятилетие рассматриваются в единстве отраслей экономики, политики и культуры, последняя из которых приобретает новый актуальный смысл. Участвуя в развитии регионов, культура как отрасль, с одной стороны, продолжает сохранять тенденцию к сохранению своего материального культурного наследия, с другой стороны — становится более актуальным изучение нематериального культурного наследия, новые пути его актуализации.
Одним из важнейших объектов нематериального культурного наследия является творческое имя.
О том, что тема творческого имени занимает пока небольшое место в проблемном поле теоретиков и практиков отрасли, свидетельствует анализ докладов Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы региональной культуры»
(г. Нижневартовск, 16 апреля 2009 г.)2, IV Всероссийской конференции «Сохранение и возрождение малых исторических городов и сельских поселений: проблемы и перспективы» (г. Нижний Новгород, 30–31 октября 2013), проходившей под эгидой Министерства культуры РФ3. Лишь единичные доклады анализируют развитие территории с использованием её репрезентантов4.
В культурной практике современной России сложилась определённая система сохранения и популяризации творческого имени. В первую очередь, речь идет об именах известных творческих личностей — классиков культуры и искусства. И если система сохранения материального культурного достояния действует в соответствии с Федеральным законом РФ от 25 июня 2002 г. №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»5, то популяризация творческого имени как объекта нематериального культурного наследия имеет свою законодательную базу только в период празднования юбилейных дат творческих личностей. Примером являются Указы Президента РФ, Распоряжения правительства РФ и Постановления Администраций региональных территорий6, например, Указы Президента РФ «О праздновании 100-летия со дня рождения М. А. Шолохова» от 11.01.2002 г. №97, «О праздновании 150-летия со дня рождения А. П. Чехова» от 14.02.2006 № 1118, «О праздновании 200-летия со дня рождения М. Ю. Лермонтова» от 24.2011 № 6749) и др.
Однако вслед за празднованием юбилейных дат тема продвижения творческого имени не развивается, хотя она может стать источником новых, важных для развития региона проектов (экономического и социального плана), в том числе и культурного туризма, ныне особенно популярного.

Людмила Ивановна Скрынникова, заведующая сектором социокультурного проектирования Управления культуры г. Таганрога, член Союза журналистов России

1 Громова Е. Брендинг территорий / Громова Е. // Рекламные идеи. — 2011. — №6. — С. 114.
2 Актуальные проблемы региональной культуры: тезисы докладов Всероссийской научно-практической конференции (г. Нижневартовск, 16 апреля 2009 г.) / отв. ред. В. И. Полищук, Е. В. Гутов. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2010. — 186 с.
3 Сохранение и возрождение малых исторических городов и сельских поселений: проблемы и перспективы: Материалы IV Всероссийской конференции (г. Нижний Новгород 30–1 октября 2013 г.). — Нижний Новгород, 2013. — 109 с.
4 Арбекова Е. В. Белевские бренды-ресурс устойчивого развития территории (проекты государственного — частного партнёрства в МО Белевский район Тульской области) / Арбекова Е. // Сб. докладов: IV Всероссийская конференция «Сохранение и возрождение малых исторических городов и сельских поселений: проблемы и перспективы» (г. Нижний Новгород, 30–31 октября 2013 г.). — С. 98–103.
5 Гарант: Информационно-правовой портал [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://base.garant.ru
6 О подготовке и праздновании 150-летия со дня рождения А.П. Чехова: Постановление Администрации Ростовской области от 06.04.2007 №135 // Центральная городская публичная библиотека им. А. П. Чехова [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://taglib.ru/chexov_postan.html