Ресурсные перспективы и риски. Информационно-аналитическая работа библиотек в сфере культуры

Исходные основания выделялись с учётом исторической и современной практики выполнения запросов читателей в библиотеках. Во внимание принимались квалификация библиотекарей, этап выделения самостоятельных библиографических отделов в библиотеке в XIX в., современные реалии в выполнении информационной функции:
• обогащение информационной базы для выполнения запросов читателей за счет внешних источников информации удалённого доступа;
• расширение пользовательской аудитории отдельной библиотеки, благодаря созданию библиотечных сайтов с обратной связью, служб виртуальной справки;
• возможности для повышения качества информационного обслуживания читателей на основе кооперированных усилий библиотек региона, сокращения времени выполнения запросов при использовании интернет-поиска, экспресс-поиска в собственных и удалённых каталогах, сервисов копирования, сканирования и других информационных технологий.
В качестве базовых оснований определены следующие факторы:
• Роль библиотеки в формировании культурной среды региона. Общекультурная миссия библиотек всегда высоко оценивалась современниками. Приведём лишь пример её скрытого влияния на экономическую жизнь региона: аналитик-футуролог Элвин Тоффлер, проанализировав данные экономической статистики, кратко ответил на запрос президента Южной Кореи следующим образом: темпы экономического роста Южной Кореи снижаются из-за низкого уровня КУЛЬТУРЫ самодеятельного населения страны.
• Спрос на обзорную информацию. Нарастал в условиях экспоненциальных темпов роста мирового документального потока, растущего уровня фрагментации, дублирования и степени рассеяния публикаций по теме, сокращения полупериодов старения литературы. Для характеристики темпов роста информации в Сети сейчас используется математический термин «сверхэкспонента».
По данным психологов обычный человек ежедневно принимает в день в среднем 5000 решений (!). Под важнейшие решения нужна достоверная, аналитическая информация.
Нарастающий спрос на обзорно-аналитическую информацию фиксируется с середины 1990-х годов. В настоящее время наиболее активно развивается бизнес-аналитика в ответ на устойчивый и платежеспособный спрос.
Чем выше темпы технических перемен, тем больший спрос на обзорную информацию — жёстко свёрнутую и оперативную для многих групп читателей.
Краткая характеристика
современного состояния проблемы
Очевидно, что анализ информации о текстах непрерывно осуществлялся в библиотеке начиная с древнейших библиотек и хранилищ рукописных текстов. Кроме библиотекаря, анализом записанного знания занимались переводчики, комментаторы текстов, классификаторы знания и документов.
Систематическая работа предполагает расширение и формализацию компетенций аналитического типа для библиографов, комплектаторов, библиотекарей отдела обслуживания, организаторов массовых мероприятий и руководителей библиотеки.
Аналитик в библиотеке — это сотрудник, хорошо знающий информационные ресурсы по профилю библиотеки, основные методы анализа текстов. Он умеет получать выводное знание по запросу и практические рекомендации для библиотеки или читателя. В соответствии с образовательным стандартом мы его называем аналитиком информационных ресурсов, но библиографы на предыдущем совещании руководителей служб информации по культуре и искусству в Иркутске (11–13 сентября 2013 г.) почти единодушно выбрали наименование «библиограф-аналитик».
За последние 10–15 лет существенно изменились информационные потребности и предпочтения читателей, условия их обеспечения. Навыки самостоятельного поиска информации формируются сейчас с трёх лет, доля свободного времени мизерна, профессиональные информационные потребности все более определяются должностными инструкциями специалистов.
Собственные фонды библиотек явно недостаточны для современного читателя, но в публичных библиотеках финансируются, по существу, только книговыдача и небольшое комплектование. Эта и иные причины приводят к минимализации наиболее сложных форм в информационном обеспечении читателей, библиотеки всё чаще ограничиваются лишь составлением списка новых поступлений.
Ресурсные перспективы
Чтобы выделить главные перспективы, в течение двух месяцев 2015 г. две независимые группы наших студентов-аналитиков, разделённые на малые коллективы по четыре человека, целенаправленно анализировали профессиональные журналы, выявляли новые проекты библиотек, смотрели динамику показателей, оценивали качество выполнения запросов в широкой сети библиотечных служб виртуальной справки. Каждый микроколлектив составлял итоговую справку, в которой были выделены наиболее значимые тенденции информационно-аналитической работы библиотек в сфере культуры. Предполагалось, что два модератора составят для сравнения две сценарных таблицы, но оценочных высказываний авторов публикаций для этой задачи оказалось недостаточно.
Общий вывод по результатам исследования формулируется следующим образом: перспективы в целом сейчас определяются двумя факторами успеха — профессиональными компетенциями специалистов нашей профессии и активно работающими сетями библиотек.
Главный ресурс — опытные кадры библиотек, которые блестяще знают источники информации, умеют выполнять запросы разных групп пользователей в любой предметной области, имеют особенное профессиональное мышление с ориентирами на достоверность, тщательный выбор источников.
Взаимодействие библиотек в сфере культуры — это их участие в общих проектах, повседневная работа библиографов в подготовке сводных каталогов, объединение в сеть библиотечных служб виртуальной справки в регионе. Этот процесс развернула ЦГПБ
им. В. В. Маяковского (Санкт-Петербург), которая смогла одной из первых в стране сделать корпоративную виртуальную справочную службу для качественного выполнения сложных запросов.
Богатейшие интеллектуальные, информационные, организационно-методические ресурсы сформировала под руководством РГБ «Информкультура» со своей созданной сетью секторов научной информации по культуре и искусству в центральных библиотеках регионов России. СНИКИ — одна из важнейших ресурсных составляющих в развитии информационно-аналитической работы библиотек в сфере культуры. Её развитие за последнее пятилетие показано в отчетных публикациях И. П. Тикуновой и А. В. Горбуновой.
Действенным в течение последних
50 лет является «надресурсный» фактор успеха — крыло бабочки для сложных систем: в обществе сформировано понимание библиотеки как центра краеведения, который на основе СВОИХ ресурсов объединяет разнородных участников и пользователей (школа, краеведы, преподаватели школ и вузов, музеи, вольные экскурсоводы и т. д.). Это представление осознано читателями центральных, городских и сельских библиотек в регионах. Постепенно возрастает доля обращений к ним за справками удалённых пользователей.
Благоприятными условиями для ресурсного развития информационно-аналитической работы библиотек в сфере культуры следует назвать:
• развитие и методическую формализацию аналитических компетенций, особенно в библиографических подразделениях: переход от списков литературы к обзорным справкам;
• открытую «дорогу» для выполнения сложных запросов;
• формирование современной надстройки — всемерное укрепление информационной базы за счёт внешних баз данных.
Риски
Информационное содержание понятия «риск» — это принятие решения в условиях полного или частичного отсутствия информации об объекте наблюдения, взаимодействия или управления. Выше были названы не простые условия, но необходимые для перехода к современным аналитическим проектам в библиотеках. На пути движения к выполнению сложных запросов пугают не только штатное расписание и бесконечная гонка за двумя отчётными показателями (посещаемость и книговыдача).
В новый модельный стандарт для публичных библиотек заложено стремление сделать аналитику только «рабой» собственных библиотечных задач через введение термина «экспертная деятельность», которая доступна лишь национальным библиотекам.
Разрыв между штатным расписанием, профессиональными и образовательными стандартами приводит к полному изумлению работодателя — руководителей библиотеки, к которым является выпускник со специализацией «аналитик информационных ресурсов». Уверяю, ничего вузы культуры не «придумали»: в условиях интернет-среды для обитания уже всех поколений наших читателей становится главным умение и приоритет библиографа быстро осуществить сравнительный анализ двух и более источников информации из незнакомого предметного поля.
Крупнейший и почти неодолимый внешний риск — стремление в кризисных ситуациях экономить бюджет любой страны или региона за счёт культуры населения. Среди библиотечных рисков в текущий период времени выделены:
• эпизодичность в выполнении сложных запросов;
• недооценка затрат на аналитические проекты;
• отсроченность результатов аналитического направления.
В сравнении с этими рисками, качество предоставляемой информации — ключевой риск. К сожалению, нам всем в XXI веке нужна для принятия решений не информация об информации (это лишь исходная и обязательная информационная база), не масштабный массив текстовой информации, а знание об объекте.
Если раньше библиотеки находились вне конкуренции, а поэтому и качество информации оценивалось через библиотечные критерии, то сегодня мы абсолютно проигрываем не только по виду предоставляемой информации, но и по показателю оперативности — время ожидания.
Покажем некоторые результаты независимых опросов 2013–2014 годов. Они проводятся финансовыми управлениями областей для независимой мониторинговой оценки качества государственных услуг в сфере культуры и искусства.
Динамика показателей:
• в динамике снижается доля удовлетворённых респондентов временем ожидания (на 10% за год);
• снижается доля полностью удовлетворенных по показателю «возможность получить справочную информацию в музеях и библиотеках» (на 16% за год) и нарастает доля неудовлетворённых этим показателем.
Немного улучшается лишь показатель об инвентаре учреждений культуры в целом, что отражает реальное положение дел — строятся новые здания, библиотеки оснащаются компьютерной и иной техникой, они остаются чистыми и уютными.
При этом, по оценке руководителя Счётной палаты, в 2014 г. третья часть бюджета (208 млрд руб. из выделенных 657) осталась невостребованной, в том числе «в таких сферах как здравоохранение, образование и культура».
Из числа выявленных рисков приведём примеры рисков разного происхождения:
• новая структура читательской аудитории — новые группы, новые культуры, новые требования к информации, но без достаточной ресурсной базы;
• непростое докомплектование фондов по краеведению при ликвидации лакун;
• отсутствие самостоятельного центра Информкультуры, который накопил не только богатейший информационный ресурс, но и широкий круг его коллективных пользователей; стимулирует через смотры-конкурсы инновационное развитие информационной работы библиотек.
Любопытны примеры частных рисков, выявленных студентами из текстов профессиональных журналов: слабость компьютерной графики на библиотечных сайтах, непостоянство потребностей читателей, их неумение пользования библиотечными системами, некомпетентность сотрудников в интернет-сервисах, риски недостоверной и дублирующейся информации в Сети и т. д.
В числе рисков, которые упоминались в текстах более одного раза, были выявлены:
• неосведомлённость внешних пользователей о наличии информационных ресурсов в библиотеке;
• динамизм и непостоянство пользовательской аудитории;
• сокращение числа государственных и муниципальных библиотек;
• непонимание причин обращения внешних пользователей к ресурсам конкретной библиотеки.
Студенты-аналитики информационных ресурсов также выделили преобладание динамических рисков, последствия которых будут зависеть от действий библиотечных специалистов, адекватно оценивающих внешние факторы.
В качестве основных вариантов для снижения воздействия внешних рисков могут быть названы:
1) оперативная и профессиональная подготовка библиографической продукции с интеллектуальным просмотром, отбором, содержательным и оценочным аннотированием источников;
2) выполнение сложных запросов на уровне аналитической справки для образовательных, научных и досуговых целей.
Важно библиографам-аналитикам также стать «мобильными», как это уже было в 1920-е, 1960-е гг. — умело выявлять и оценивать «недообслуженные» библиотекой группы населения с постоянными запросами. Правда, эта ниша быстро сужается по разным причинам — новые сервисы Интернета и мобильной связи, переход к информационному самообслуживанию, сложность группы
и т. д.
Обязательно должна сохраниться задача выявления востребованной аналитической продукции:
• история отдельных памятников культуры;
• история моей улицы;
• хроника событий в истории города;
• электронный путеводитель по уникальным ресурсам … библиотеки;
• юбилеи в регионе — как средство активизации читательских групп;
• реставрация конкретного здания;
• археологические раскопки края;
• трудоустройство молодёжи;
• спортивные и иные кружки и группы по интересам в городе;
• разъяснение пенсионных льгот и т. д.
Для этого важна аналитическая технология «бенчмаркинга» — поиск наилучших практик, полезного опыта других библиотек. Например: персональные страницы учёных края в справочнике «Научная элита», который ведётся на сайте Брянской областной библиотеки. Своеобразен электронный справочник «Обзор интернет-ресурсов о местном самоуправлении: обновляемый сетевой ресурс», созданный Российской государственной библиотекой: информация о веб-ресурсах в нем изложена в виде цельного обзорного текста.
Таким образом, рисков много, мир сложен, но в теоретической физике есть такое понятие — «квантовая запутанность» — необъяснимая случайность в вероятностной картине. Поэтому важно работать вопреки современной ситуации.
Основные выводы
Неотложные меры — переход к системно-стратегическому выполнению сложных запросов — навстречу нарастающему спросу с выделением потенциальных групп пользователей.
Пересмотр нормативного отношения к стратегической задаче библиотеки: важно идти по пути роста интеллектуального и культурного потенциала жителей региона (дополнение модельного стандарта, поиск показателей качества нашей работы, штатное расписание, нормы времени). Можно быть уверенными в том, что как только в число отчетных показателей войдет выполнение запросов разной категории сложности, библиотеки всё сделают для их появления и качественного выполнения. Дорогу осилит идущий!

ГАЛИНА ГОРДУКАЛОВА