Нижнетагильская Центральная городская библиотека с 2011 г. реализует проекты по социализации детей c ограниченными возможностями здоровья.
Началось всё с проекта «Особым детям — особые книги», адресованного слабовидящим и слепым детям, а также с диагнозом детский церебральный паралич. Следующий проект «Пластилиновое чудо» был направлен на социализацию детей-инвалидов через освоение ими техники пластилиновой живописи. «Волшебный песок» стал продолжением арт-терапевтических технологий через занятия с использованием песка.
Пространство библиотеки — неформальное, комфортное, оно раскрепощает, умиротворяет. Ребёнок любого возраста, приходя сюда, попадает в другой мир, отличный от его бытового пространства — дома, школы, детского сада. Здесь исключены оценивание, порицание со стороны взрослых. В библиотеку приходят «для души», для отдыха, для занятий, приносящих удовольствие и радость.
О таких занятиях хотелось бы рассказать подробнее.
Сначала технологию песочной терапии осваивали сами сотрудники библиотек-участниц проекта. Затем организовали занятия с «особыми» детьми, используя для этого приобретённое на средства благотворительного пожертвования оборудования (два световых модуля для рисования песком, комплекты фигурок и моделей окружающего мира).
Занятия проводились на базе трёх муниципальных библиотек. Среди участников — дети-инвалиды по зрению, с диагнозом ДЦП, аутизмом, с задержкой умственного и речевого развития, ребята из коррекционных групп детских садов комбинированного вида, коррекционных классов общеобразовательных школ, «домашние» дети — инвалиды, не имеющие возможности посещать образовательные учреждения города. Приходили на бесплатные занятия песочным рисованием и обычные ребятишки.
Оксана Сергеевна Лобырёва, заведующая психолого-педагогическим сектором Центральной детско-юношеской библиотеки муниципального учреждения культуры (ЦДЮБ МУК ) «Центральная городская библиотека», г. Нижний Тагил

