Вопросы журнала «Библиотечное Дело» специалистам Президентской библиотеки
Наши собеседники:
Алексей Владимирович Воронович, кандидат исторических наук, и.о. начальника отдела образовательных программ Президентской библиотеки
Павел Викторович Фёдоров, доктор исторических наук, профессор, главный научный сотрудник Президентской библиотеки
Книга и интернет: что первично, что вторично? Сегодняшние дети свои первые буквы набивают на компьютере. Должна ли оставаться в приоритете книга, и если «да», то как сформировать у ребёнка привязанность к ней? Могут ли книга и интернет не соперничать, а взаимодополнять друг друга?
П.Ф.: История слова и его отображения на каком-либо материале за время существования человечества прошла через множество этапов. Был дописьменный период, когда люди отличались великолепной памятью, так как вынуждены были запоминать информацию, и само появления первых отображений слов на каком-либо материале могло быть принято в штыки. Появление книг, начало книгопечатания тоже не сразу было принято, многие годы люди продолжали переписывать рукописи. Сейчас наступает новый период — электронный. При этом ни одна из форм не исчезла — продолжает сохраняться устное творчество, создаются рукописные тексты, печатаются книги. Для современного ребёнка важнее сформировать привязанность к слову, тексту. И уже не так важно, как он будет выражен — на бумаге или в электронном виде. Электронное отображение открывает новые перспективы — система гиперссылок, переходов от одного текста к другому. Но важно его научить выбирать авторитетные, проверенные тексты среди моря зачастую, к сожалению, недостоверной информации, научить комплексно воспринимать и запоминать информацию.
Сегодня можно услышать, что для работы с информационными технологиями современному человеку уже недостаточно знаний — на смену информатике приходит медиаобразование. Что это означает?
П.Ф.: Когда речь заходит о школьном предмете «информатика», то имеется в виду, в первую очередь, информационная и даже техническая грамотность. Медиаобразование — это более высокий уровень подготовки: он нацелен на формирование компетенций в области информационных технологий и включает способность использовать современные электронные средства, работу с медиатекстами и даже определённое кинообразование. Учитель, работающий в этом поле, должен привить учащемуся способность ориентироваться в современном информационном мире, вооружить его основными методами и приёмами обработки информации. Идеально, если каждый учитель-предметник найдёт свою нишу в медиаобразовании.
Какие специализированные коллекции ресурсов, адресованные учителям и учащимся старших классов, появились на портале Президентской библиотеки, осуществляющей ресурсную поддержку образования? Какие солидные партнёры привлекаются к комплектованию специализированных коллекций?
А.В.: В 2009–2013 гг. был сформирован ряд виртуальных образовательных коллекций, представленных в свободном доступе на портале библиотеки: «Учебники по истории России»; «Учебные издания по географии» в рамках проекта «Территория России»; «Учебная литература» в рамках проекта «Русский язык». Также был подготовлен ряд проектов, посвящённых государственным учреждениям, законодательству России. Одним из приоритетных является проект, посвящённый истории конституции и конституционных идей (коллекции «Конституция — Основной Закон», «Конституция Российской Федерации. 1993 год»). В работе над собранием «Учебники по истории России» заметную помощь оказала Российская национальная библиотека, которая предоставила материалы для оцифровки. При создании коллекций по Конституции материалы предоставили Архив Президента РФ, Библиотека Администрации Президента РФ и Конституционный Суд РФ. Кроме этого, Российским историческим обществом, Академическим учебно-научным центром РАН-МГУ и Президентской библиотекой был реализован проект «Электронный музей конституционной истории России» (http://www.rusconstitution.ru/).

