Иногда кажется, что всё происходящее — череда бесконечных испытаний для специалистов библиотек Пскова. Но Год Культуры и Год Литературы показали, что эта череда перемен — замечательный повод переосмыслить практики, выстроить гармоничные отношения с читателями реальными и удалёнными.
В нашей бибилотеке уже никого не удивляет применение цифрового и событийного маркетинга для продвижения чтения и библиотечных ресурсов — маркетинга в реальном времени, маркетинга вовлечения, позитивных провокаций и краудсорсинга. В центре этого подхода — человек. Псковские библиотекари хорошо знают: надо научиться понимать самых разных людей, только так мы сможем определить, что и как продвигать.
К счастью, для специалистов Централизованной библиотечной системы не составляет труда совмещать разнообразные технологии и инновации. Подобный синтез — неотъемлемая часть формирования современной библиотеки, которую мы определили как «библиотека 3.0», в рамках которой пользователь становится участником процесса формирования библиотечных услуг и бренда. Подтверждением тому служат проекты Года Литературы, где продвижение книги, чтения, муниципальных библиотек с их ресурсами и услугами подразумевает использование множества технологий и каналов коммуникаций. Все они объединены одной идеей — это вовлечение и завоевание аудитории, которую социологи относят к поколению Y, поколению идеалистов, тех, кто родился после 1981 года. Исследователи отмечают у них значительную инфантильность, избалованность, самоуверенность, завышенную самооценку, потребность в комфорте. Мы поставили перед собой задачу: сделать так, чтобы им было интересно в муниципальных библиотеках. Более двух лет члены молодёжной группы «Форзац» — а это студенты разных вузов и ссузов Пскова и Санкт-Петербурга, а также молодые специалисты, работающая молодёжь — становились участниками многочисленных проектов, инициируемых специалистами Центральной городской библиотеки.
Проектом «Библионочь» молодёжная группа положила начало зарождению библиотеки 3.0. Представители поколения идеалистов взяли за основу формулу создания эффективных коммуникаций Виктора Шваба: Привлечь внимание + Показать людям преимущество + Доказать это + Убедить людей понять это преимущество + Просить о действии. Вовлекающие цепочки выглядели следующим образом: создание истории «Библионочи», работа с неформальным лидером мнения, единое понимание «манящего будущего», скрытое продвижение в социальных сетях, создание команды, предоставление возможности проявить инициативу. Результат «технологии вовлечённости» — «Форзац» и Центральная городская библиотека впервые присоединились к фестивалю чтения с темой «Русский ренессанс. Серебряный век в дневниках».
Ирина Сергеевна Королёва, первый заместитель директора МАУК «Централизованная библиотечная система» г. Пскова

