Ретротенденции в чтении детской литературы: интернет-проекции и профессиональная рефлексия

Чтение детей и подростков в значительной степени зависит от книжных традиций семьи. Книги, прочитанные в детстве представителями старших поколений, являются тем книжным опытом, который транслируется новым читателям. Для библиотек важно поддерживать и развивать диалог поколений, используя при этом новые форматы интернет-общения.
Одной из перспективных платформ для читательского диалога является сервис онлайн-дневников «Живой Журнал», здесь сосредоточены представители творческой интеллигенции, любители и собиратели детских книг.
В особой атмосфере Живого Журнала быстрый и широкий отклик получило сообщество «Музей детской книги» (http://kid-book-museum.live­journal.com/), созданное в декабре 2010 г. муниципальными библиотеками Омска в ходе реализации проекта «Музей детской книги в реальном и виртуальном пространстве». Сегодня в сообществе зарегистрировано 1770 русскоязычных читателей из разных регионов России, ближнего зарубежья, а также Израиля, Германии, США, Великобритании, Дании и других стран.
К сожалению, библиотечная практика списания документов не учитывает потребности старшего поколения не только в книгах, соответствующих возрасту, но и в сохранении целостности читательского опыта, обращении к книгам детства, привлечению своих внуков к чтению этих книг. Ресурс сообщества создаётся совместными усилиями его участников, и в диалоге с ними вырисовываются контуры той ностальгической библиотеки книжных воспоминаний, той «библиотеки детства», которую представителям старшего поколения трудно найти в реальности, поскольку библиотечные фонды значительно обновлены. Предметом обсуждения в сообществе за пять лет стало около двух тысяч редких детских книг 50–60-х годов ХХ века и 785 — ХIХ и первой половины ХХ века.
Участников сообщества объединяет интерес к истории детской книги и к заполнению «белых пятен», которыми она изобилует.
В частности, особое внимание уделяется истории издательства «Детский мир» — предшественника «Малыша».
В период хрущевской «оттепели» под руководством главного редактора Ю. П. Тимофеева оно приложило немало усилий для обновления облика детской книги. В конце 1950-х–начале 60-х годов в издательстве обрели себя, своё лицо такие талантливые художники-иллюстраторы, как Май Митурич, Вениамин Лосин и Лев Токмаков, получила второе творческое дыхание Алиса Порет, здесь публиковались первые книги Виктора Драгунского. Нами подготовлена библиография изданий «Детского мира», издательству посвящено 275 постов участников.
Литературно-исторические микроисследования, проведённые в сообществе, касались разнообразных вопросов:
• восстановление биографий забытых писателей и художников детской книги;
• темы и образы детской литературы в их смене и историческом развитии;
• прототипы литературных героев;
• реконструкции «литературного пейзажа» и заочные экскурсии по литературным местам.
В сообщество «Музей детской книги» нередко приходят отклики родственников ныне забытых авторов и художников 1950–60-х годов, присылаются биографические материалы и фотографии из семейных архивов. Несколько раз мы обращались к удивительной истории писательской династии двух Надежд — Надежды Калининой и Надежды Шер, автора известных прежде «Рассказов о русских писателях». Юная Надежда Шер, пережившая драматическую любовь к Валентину Свенцицкому, стала прототипом героини его пьесы; муж дочери Н. Шер, Надежды Калининой, был репрессирован — весь ХХ век с его изломами предстаёт перед нами в истории одной семьи.

Елена Анатольевна Монахова, главный библиотекарь отдела организационно-методической работы Центральной городской библиотеки города Омска, бюджетное учреждение города Омска «Омские муниципальные библиотеки», г. Омск