Ребята и зверята. Лохматые слушатели в библиотеке

Библиотечный репетитор, махающий хвостом
Уже целый год в сельскую библиотеку Волкертауна в штате Северная Каролина приходит… собака. Приходит вечером, когда стемнеет. Идёт в детское крыло библиотеки, устраивается у большого окна на мягком коврике, который для неё всегда готов к семи часам. Но спать ей нельзя. Она пришла на детскую программу «Почитай книгу собаке». Она пришла слушать.
О пользе чтения вслух для детей известно. Чтение вслух расширяет словарный запас, развивает способность к чтению и уверенность в себе. Но как родителям заставить ребёнка читать вслух? У кого есть время слушать? Да и много ли для детей фана читать книжки родителям, которые предпочитают уткнуться в телевизор? И тогда библиотекари решили пригласить в библиотеку собаку. Да не простую, а со специальным статусом «собака-терапевт». Некусачую, тренированную. Целительные свойства собаки заключается в том, что она даёт себя гладить (и не злится, когда её гладят слишком активно) и обладает положительными качествами характера — добрая, мягкая и спокойная. А главное — умеет слушать.
Зовут собаку Адера. Она австралийская овчарка. Хозяйка Адеры — Мэри Донадио — член интернациональной огрганизации Therapy Dogs Inc (www.therapydogs.com). Всем известно, что есть много хороших хозяев, которые сами тренируют своих собак. Любой хозяин собаки, прошедшей базовую тренировку, может обратиться в эту организацию и попросить протестировать характер его питомца. Бесплатный тест покажет, готов ли пёс быть терапевтом. Если да, Therapy Dog Inc возьмёт на себя страховку (на случай если что-то случится или сломается). Если ещё нет, то подскажут, как кандидата можно натренировать до готовности, с помощью профессионала или дома, и попросят пройти вакцинацию. Затем вы можете зарегистрировать свою команду — пёс плюс хозяин — и начать свою позитивную терапевтическую деятельность.  Ваша собака начнет доставлять радость не только вам!
Раз в месяц Адера и Мэри приходят в нашу библиотеку. Библиотекари заранее объявляют об этом визите, объясняя родителям, что их дети должны подготовиться: выбрать книжку, которая им нравится, и читать ей вслух— своей бабушке, собаке, хомячку, коту или рыбкам, кого уж смогут найти в качестве слушателя. Это подготовительное домашнее чтение вслух уже само по себе имеет положительный результат. Родители могут позвонить в библиотеку и записаться на программу в удобное им время. Программа вечерняя, с 18.00 до 19.00, и каждый участник читает собаке книгу в течение 8 минут, не дольше. Но сначала обычно происходит взаимное знакомство: дети обнимают и гладят собаку, жмут ей лапу, налаживают контакт. Это тоже очень важно. Для многих детей, особенно с проблемами аутизма, терапия заключается именно в контакте. Ну а потом Адэра спокойно слушает истории из детских книжек, иногда водит ушами, если встречается незнакомое слово. Она ещё ни разу не заснула, даже не зевнула!
Собака не единственный зверь, который приглашался в нашу библиотеку. Вообще, библиотека нашего небольшого поселения Волкертаун, в котором проживает всего около 5 тыс. человек, — настоящий центр активности. Тут показывают фильмы, проходят концерты классической музыки (недавно библиотеке был подарен новый блестящий концертный рояль!), выступают авторы книг, растёт двенадцать грядок библиотечного овощного огорода. Одних только детских программ ежемесячно проводится десять! Многие мероприятия проходит не внутри библиотеки, а на поляне. Одной из таких программ было посещение библиотеки… альпаками с местной фермы «Радуга». Дети и взрослые могли погладить альпак, обнять, поводить их на поводке. Альпаки оказались очень добрыми, дружелюбными (http://qps.ru/ahOqj).
Конечно, нам повезло, что вокруг нашей библиотеки много места, много земли, травы, солнца. Но даже в отсутствии подходящего пространства многое возможно. Мы также активно используем большую аудиторию, в которую может поместиться более ста человек. Например, мы пригласили в гости… зоопарк! Николь Петерсен, представитель зоопарка штата Северная Каролина, провела программу о животных и привезла с собой показать детям сову, белого ёжика и африканскую многоножку.
Наталья Тучина, Волкертаун, Северная Каролина, США

Четвероногие терапевты
История Эсты

Зачем дворняге ходить в библиотеку, чем она может помочь сиротам из дома малютки и пациентам хосписа и как превратить своего питомца в собаку-терапевта?
С 2013 г. в столичных и подмосковных учреждениях культуры, образования, социальной защиты и здравоохранения можно встретить необычных гостей — собак со специальным голубым галстуком. Такая форма выдаётся только собакам-терапевтам, которые, пройдя строгий отбор, поступили на службу в некоммерческий фонд содействия гармонизации отношений животных и общества «РЕТ — Не просто собаки». Сейчас в фонде трудятся более тридцати собак. Все они — дворняжки, взятые из приютов или подобранные на улице. Четвероногие терапевты вместе со своими хозяевами ездят по хосписам, домам престарелых, школам, садикам, библиотекам, детским домам, чтобы помочь тем, кто оказался в сложной жизненной ситуации.
Одна из таких собак-терапевтов — Эста — живёт в Зеленограде. Ей 11 лет и она тоже дворняжка, которую когда-то нашли зимой привязанной к дереву в поле, спасли и забрали в приют. Там мы с ней познакомились. Взяли её к себе в семью, занимались воспитанием и дрессировкой, а зимой 2014 г. прошли отбор в фонд «РЕТ — не просто собаки». Собаку проверяли на выдержку, контактность, дружелюбие, отсутствие агрессии. Эсту дёргали за хвост и уши, навязчиво гладили, бросали перед ней разные предметы, открывали зонтики, бегали под носом, забирали еду из миски, издавали громкие звуки. Она успешно справилась со всеми испытаниями, и теперь у неё есть звание «собака-терапевт», специальная голубая форма и много-много работы.
Карьера Эсты началась с поездок в хоспис и дом малютки. Да, собак-терапевтов с радостью ждут в хосписе — и пациенты, и персонал. Такие посещения отвлекают пациентов от боли и негативных мыслей, успокаивают, расслабляют, помогают справляться с чувством одиночества, страхом, отчаянием. Обитатели хосписа переключаются на общение: со мной они разговаривают, Эсту — гладят.
С ещё большей радостью нас встречают в доме малютки. Многие детишки первый раз в жизни видят собаку. Это уникальный опыт для них, возможность проявить эмоции: в основном, радость и восторг, для кого-то — сначала страх, который они учатся преодолевать в процессе общения. Малыши смотрят на неё, гладят, щупают, обнимают — и получают в ответ тепло, ласку и любовь. А уж если можно вести Эсту на поводке — это счастье!
Сейчас основное направление нашей работы — совместный проект с одной из детских библиотек Москвы. Идея такого взаимодействия с нашим фондом родилась у главного библиотекаря учреждения, её поддержали директор и департамент образования. Два раза в месяц мы приезжаем в библиотеку на сеансы чтения для детей. Проходят они обычно в уютной комнате с зелёным ковриком, в которой малыши остаются наедине со мной и Эстой, пока мамы ждут в общем зале. Идея заключается в том, чтобы приобщить детей к культуре чтения, избавить их от комплексов и страхов, которые иногда бывают связаны с этим занятием. Одна девочка, которая заикалась при чтении в школе и дома, читая Эсте, переставала это делать, словно забывала о своей проблеме!
Дети очень стараются — они выбирают интересные, добрые книжки, часто про животных, обязательно показывают собаке картинки, а потом любят рассказать какую-нибудь свою историю. Эста — чудесный слушатель. Она спокойно лежит, внимательно улавливает звуки своими большими ушами, нюхает книжку, трогает носом руку ребёнка и даже иногда лижет её в благодарность. После таких сеансов ребёнок, получивший положительные эмоции от общения с собакой, начинает любить книги и сам процесс чтения, который становится для него увлекательным.
Зеленоградские дети, к сожалению, пока не имели возможности читать Эсте, но мы очень надеемся, что наш город обязательно присоединится к этому проекту, и вскоре мы получим приглашение от одной из зеленоградских библиотек. Мы находимся рядом и открыты для такого замечательного и интересного дела. Как дипломированный психолог могу заверить, что популярность библиотеки после этого возрастёт — дети будут с удовольствием ходить туда выбирать книги для чтения и рассказывать родителям и друзьям о том, как интересно читать Эсте!
Этот проект очень важен и для собак, и для людей. Идея заключается в том, чтобы показать обществу: беспородные, бывшие бездомные собаки — это самые замечательные звери на свете, их можно и нужно забирать из приютов, а кроме того, — очень просто помогать другим людям, тем, кто слабее и нуждается в защите. Надо лишь захотеть сделать их жизнь лучше и ярче.
P.S. Сейчас на воспитании у Эсты находится щенок — малыш Харли. Он тоже может стать собакой-терапевтом.
А ещё он будет замечательным другом, потому что он очень добрый, забавный и любит людей. Кто готов взять на воспитание в свою семью нового члена, приглашаем знакомиться!
Светлана Лядвинская

Эста и книги
В одной из московских библиотек появилась необычная сотрудница. Эста — брюнетка с уживчивым характером, любящая детей. Работает она пока дважды в месяц. У неё обустроенное рабочее место — мягкий зелёный коврик. Эста — дворняжка с шерстью, тронутой сединой, и она приходит сюда, чтобы послушать мальчиков и девочек, которые читают ей книжки.
«Ребята, а вы верите в сказки? Нет? А в жизни Эсты случилась такая сказочная история. Она жила на улице, её никто не любил. Наверное, когда-то её держали на цепи. У неё хромая лапка. Потом Эсту нашла Света, и она стала жить в доме. Три года Эсту учили, чтобы она вас слушала и стала собакой, которая всем помогает, — как и ей когда-то помогли.!» — Светлана Мицул, главный библиотекарь библиотеки имени Гайдара рассказывает ребятам историю собаки.
Не просто собака
Библиотека существует уже 80 лет. Основой её фонда послужило собрание книг, подаренных историком Ключевским Москве. В 1964 г. библиотека получила имя Гайдара.
«У нас много новых технологий, которые ещё только осваиваются библиотеками, — рассказывает Светлана Мицул. — Вот подъезжает робот, встречающий читателей. У нас робот Гек, в филиале — робот Чук. В фонде имеются книги 3D. В аквариуме живёт рыбка — она была главным живым существом до недавнего времени, до того, как у нас появилась сотрудница Эста». Есть, кстати, полки с книгами для детей с особыми потребностями — с тактильными поверхностями, с крупным шрифтом, и так далее.
Необычная услуга — чтение книжек слушателю-собаке — появилась здесь благодаря стараниям Светланы Мицул. Светлана давно изучала опыт зарубежных коллег и знала, что там уже давно работают с собаками: приходят волонтёры с собакой, дети ей читают книжки. Это очень модная сейчас развивающая технология, называется она Reading to Furry Friend.
«Но у нас всё сложнее. Во-первых, люди устают волонтёрить. Во-вторых, у нас мышление запретительное», — поясняет Светлана. Кстати, и руководство, и департамент образования идею библиотеки Гайдара поддержало, а вот коллеги из других библиотек пока только интересуются. Но чаще спрашивают, как всё это правильно оформить документально.
«Я долго искала подходящий фонд, — кто сможет помочь нашу идею осуществить? — рассказывает Светлана Мицул. — Я сама собачница, но как ответственный хозяин понимаю, что моя собака не может стать такой слушательницей. Она может раздражиться, может тяпнуть. Собака должна быть подготовленной и иметь подходящий темперамент. Но и хозяева разные бывают. И я поняла, что нужно искать ответственных людей. Так я и нашла фонд “Не просто собаки”. А директор библиотеки Татьяна Калашникова поддержала мою идею».

Умение слушать
Сегодня у Эсты два чтеца, Даша и Саша, им по 10 лет. Читают ребята по очереди, оставаясь наедине с собакой. Рядом — хозяйка Эсты, психолог и волонтёр фонда «Не просто собаки» Светлана Лядвинская.
Я наблюдаю за процессом. Удивительно, но Эста действительно слушает! Она лежит на своем коврике — у Эсты больная лапа, и лежать ей удобнее всего — и периодически посматривает на читающего ребёнка. В некоторые моменты поднимает голову, прислушивается. Огромные уши ловят каждое слово. Эста — идеальный слушатель. Знаете почему? Она не отвлекается. Не уходит. Не отмахивается, ссылаясь на занятость. Не делает замечаний. Не говорит, что ей неинтересно.
Хозяйка Эсты Света тоже не вмешивается. Она выполняет роль стороннего наблюдателя, молча находится рядом. Чтение — процесс интимный, и больше никого из взрослых в комнате для чтения не бывает: только ребёнок, Эста и Светлана. Света, как психолог, говорит, что чтение с собакой приносит реальные плоды: один ребёнок начал, наконец, бегло читать, другой — перестал заикаться. Какие-то моменты она может сгладить, помочь ребёнку в общении с собакой. Кстати, замечает Светлана, некоторые родители приводят детей не просто вслух почитать, но с тем, чтобы ребёнок подружился с животным. Ведь есть малыши, которым нужно преодолеть страх перед собаками. И общение с Эстой помогает им в этом: сначала они волнуются, иногда отдёргивают руку, если Эста хочет её понюхать, но постепенно подозрительность сменяется доверием и уверенностью.
Даша читала Эсте около 15 минут, потом её сменяет Саша. Даша выбрала книгу «Матильда», мальчик Саша больше интересуется приключениями.
«У нас дома нет животных, — говорит Нана, мама Саши. — А когда мы узнали об этом проекте, нам очень понравилась эта идея. Живём мы не очень далеко и можем часто тут бывать. Идея просто замечательная!»
Мама ещё одной девочки, приезжающей к Эсте, тоже довольна. Раньше у ребенка не шло чтение, а теперь девочка ищет книги, выбирает, хочет читать. Она читала Эсте уже пять раз. И ради
15 минут чтения с собакой родители с ребёнком проделывают неблизкий путь — дорога занимает час в одну сторону; мама поняла, что ради этих 15 минут чтения стоит возить сюда дочку, ведь результат налицо. Дома есть своя собака, но читать книжку едут к Эсте. «Работает момент ожидания, момент встречи — создаётся необычная атмосфера, праздник», — говорит Светлана Мицул.
По словам мамы другой шестилетней девочке, дочке часто не везло «с социальной жизнью»: то в хоровод не попала, то подарка от Деда Мороза не хватило… «А тут целых 40 минут безраздельного внимания собаки, которая приходит сюда ко всем, — но провела время с ней! Так что и такой психологический эффект тоже бывает, и это важно», — отмечает главный библиотекарь. Основной костяк чтецов уже подобрался — пятеро мальчиков и девочек, они ездят сюда постоянно. Но есть и новички. Есть дети, которые ещё не умеют читать: одна мама привела двухлетнего и четырехлётнего малышей. Им подобрали книги с картинками, чтобы они могли составлять рассказ. «У нас нет задачи научить читать, мы скорее воспитательное учреждение, нежели образовательное. Но такие занятия включают и развитие речи, и эстетическое воспитание», — поясняет Светлана Мицул.

Искренность
Мальчик Саша, выйдя из комнаты для чтения, был в восторге от слушательницы. «Вот почему я всегда хотел собаку!» — воскликнул он, увидев нас. Саша пообещал, что приедет в библиотеку ещё, и тут же побежал к стеллажам с книгами — заранее подобрать книжку, которую он почитает Эсте в следующий раз.
Польза от такой услуги обоюдная, отмечает Светлана Мицул: «Мне понравилось, что фонд берёт собак-дворняжек. У меня у самой породистая собака, но я очень люблю дворняжек. И это не гламурная история, это важно в нашем жёстком мире. Эти собаки активно адаптируются, воспитываются — и они готовы к роли четвероногого терапевта, слушателя».
Решается сразу несколько задач. Во-первых, привлечение к чтению. Ребёнок спокойно выбирает сам книгу, ходит между стеллажами в библиотеке. «Его никто не напрягает, не контролирует, не требует читать по школьной программе. Есть книги с крупным шрифтом и хорошими иллюстрациями, и это тоже интересно ребятам. Итог — ненавязчивое привлечение к чтению», — поясняет Светлана. Во-вторых, само чтение. Сегодняшние дети мало общаются вслух — мало читают, мало говорят, мало рассказывают. А здесь они, наконец-то, говорят. В-третьих, ребёнку даётся полная свобода. «Мы выходим из комнаты, их никто не одёргивает, не оценивает, правильно или неправильно они произнесли слово, там ли сделали ударение. И книгу начинают любить. Мы создаём условия для общения на равных. Тогда дети раскрываются. И собака — своим независимым поведением — нужную атмосферу обеспечивает. Она — самый настоящий независимый слушатель: не учитель, не родитель, не психолог. Она просто искренне слушает». Кроме того, прививается любовь и сочувствия к живому. Далеко не у всех дома есть свои питомцы. «Никакая дидактика или насаждение идеи “давайте любить животных” не помогут. Нельзя научить насильно любви, доброте», — так считают в библиотеке имени Гайдара.
Кстати, Светлана Лядвинская, хозяйка Эсты, говорит, что с радостью бы посещала другие библиотеки — тем более что противников у проекта нет. Но он ещё только развивается. Светлана Мицул уверена, что скоро дело сдвинется с места. Недавно один из московских колледжей тоже проявил любопытство и, возможно, позовёт Эсту послушать тех ребят, которые учатся там.
http://qps.ru/RL7tK
Марина Лепина