Экспертирование современного литературного потока в пору претензий к новейшей литературе. Взгляд преподавателя вуза

Вопрос о критериях для преподавателя современной литературы самый важный, так как обосновать свою точку зрения необходимо, подчас, не учебному отделу, а собственно слушателям курса, студентам, которые имеют иную картину мира, выбирают иной способ его освоения.
Тележурналист Владимир Познер, создавая фильм «Англия в общем и в частности» о проблемах идентичности британцев, спросил у английской писательницы Джудит Керр, автора популярнейшей в англоязычном мире детской книги «Тигр, который пришёл выпить чаю»: а что говорили об английской молодёжи в её время? И она ответила, что сейчас на молодёжь нападают за то, что она не читает, проводит время в интернете, а во времена её молодости молодых людей упрекали за то, что они проводят время с книгой, а не занимаются чем-то полезным. Рассуждая логически: быть может, читать книгу сейчас — значит заниматься полезным делом?
Да, всё меняется… Несмотря на сетования педагогов и родителей о том, что молодые люди стали меньше читать, можно констатировать, что для «нечитающих» подростков книг создаётся не меньше, а может быть, и разнообразнее и больше, чем писалось тогда, когда именно книга и внимание к ней позволяли нам считать себя самой читающей нацией в мире. В этом смысле заслуживает внимания один из выносов электронного ресурса “Bookmate”, предваряющий список из ста новинок детской литературы для подростков: «Современные подростки не читают»: это миф, который используют ленивые взрослые. На самом деле тинейджер 2010-х читает больше, чем его ровесник 20 лет назад»1. Я не пытаюсь сказать, что современный молодой человек, поглощая тексты в интернете, социальных сетях, соединяя в слова «много букв» действительно может считаться читающим. Ведь речь, очевидно, идёт о художественной словесности. Я предлагаю подумать: для кого же создаются все эти книги, если читать, по нашему мнению, их некому, а литература и читательская активность переживают кризис?
Каждый год я меняю список литературы, который даю студентам, изучающим у меня современный литературный процесс. С одной стороны, это понятно: каждый год появляются новые достойные произведения, и, признавая за, например, В. Аксёновым несомненную талантливость, нельзя игнорировать происходящее в литературе прямо сейчас.
С другой стороны: а есть ли в этом смысл? Стоит ли так лихорадочно перебирать новинки изящной словесности, если непонятно, какие произведения останутся и будут свидетельствовать о состоянии литературы начала XXI века? И, главное: какими критериями отбора мы должны при этом руководствоваться, чтобы действительно что-то понять о литературном «сегодня»? Вопрос о критериях для преподавателя современной литературы самый важный, так как обосновать свою точку зрения необходимо, подчас, не учебному отделу, а собственно, слушателям курса, студентам, которые имеют иную картину мира, выбирают иной способ его освоения.
Был в России Год русского языка, прошёл Год литературы, а сразу за ним последует Год кино. На мой взгляд, это правильная социальная практика, актуализирующая различные стороны гуманитарной науки и культурной жизни общества. Не могу согласиться с теми, кто полагает, что подобная сегментация культуры заставляет лишь на короткий момент обратить внимание на явление, а потом его благополучно забыть. Но и не могу отрицать, что в этой мысли что-то есть. Как любая государственная инициатива, год литературы поддержан СМИ, особенную роль играет интернет-портал «Годлитературы.РФ», на котором собрана информация об акциях, персонах и т. д. И, в общем-то, это очень удобно, если хочешь взглянуть, что же происходит на ниве сочинительства.
Как будто специально к Году литературы русскоязычный писатель Светлана Алексиевич получила Нобелевскую премию, как ни крути, одну из самых известных и престижных в мире, которую мы не получали с 1987 г., когда премия была вручена И. Бродскому. «Русскоязычный» я говорю потому, что кто-то сразу же начал говорить о чужеродности Светланы Алексиевич: она долгое время жила за границей, теперь живёт в Беларуси, хотя права на эксклюзивное издание её произведений принадлежат Борису Пастернаку, директору российского издательства «Время». А кто-то начал говорить, что Алексиевич вообще не писатель, так как работает в жанре non-fiction, пишет документальную прозу (см., например, материалы круглого стола «Можно ли считать Нобелевскую премию Алексиевич достижением русской литературы?»). Приведу мнение Юлии Рахаевой, литературного критика, члена экспертного совета премии «Большая книга»: «Русская литература для меня — это совсем другие авторы. И факт присуждения этой премии Светлане Алексиевич делает абсолютно невозможным получение Нобелевской премии всеми ныне живущими русскими писателями. Практика показывает, что чаще, чем раз в 25–30 лет нам ничего не светит»2.
И вот тут мы должны задуматься: если даже вручение Нобелевской премии нашему автору вызывает такие противоречивые суждения, не значит ли это, что существование современной литературы в поле многочисленных претензий нормально? Ведь по поводу современной литературы нет, и не может быть никаких однозначных суждений из-за отсутствия достаточной временной дистанции. Это понятно. И как тогда представлять студентам новейший литературный процесс? Каким образом молодому человеку искать свою книгу?
Попробую выделить некоторое количество претензий к современной литературе, которые выкристаллизовались для меня во время участия в научных и практических конференциях, во время чтения критических и исследовательских материалов, в учебных дискуссиях, и порассуждать, как стоит ответить на них преподавателю современной литературы.
• Литературой начали называть все, что оформлено в слова. Иными словами, «это искусство, если здесь так написано».
• Когда ты высказываешь мнение о современном состоянии словесности, ты сильно рискуешь.
• Современная литература — это вечные скандалы вокруг авторов и премий, им вручаемых.
• Современная литература пишет о том, о чём уже давным-давно рассказали авторы XIX, XX века — веков новаторских и потрясающе интересных.
• Современная литература ничему не учит.

Елена Александровна Селютина, кандидат филологических наук, доцент Челябинской государственной академии культуры и искусств, доцент кафедры литературы и русского языка

1 Жвалевский А. Новые книги для нечитающих подростков // Bookmate: электронная библиотека [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://bookmate.com/bookshelves/XMJAiVCy
2 Прохорова Л. Невыдуманная история: ГодЛитературы.РФ провёл круглый стол на тему: «Можно ли считать Нобелевскую премию Алексиевич достижением русской литературы?» // Портал ГодЛитературы.РФ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://godliteratury.ru/public-post/nevydumannaya-istoriya