Свобода доступа как вид гражданской свободы. Опыт практической реализации

Идея открытия Центров общественного доступа к информации в нашей стране возникла из необходимости удовлетворения потребности граждан в нормативно-правовой и социально значимой информации.
Доступность информации и знаний для жителей России такой же вид гражданской свободы, как свобода выражения мнения или свобода участия в культурной жизни и научном прогрессе. Данные положения озвучены в «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации»1 и Указе Президента Российской Федерации №601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления»2.
Постановлением администрации Томской области №470а утверждена
27 ноября 2012 г. долгосрочная целевая программа «Модернизация регионального управления и развитие информационного общества на территории Томской области на 2013–2020 годы»3, в рамках которой создаются центры общественного доступа граждан к социально значимой информации.
Центр общественного доступа (ЦОД) на базе публичных библиотек — это информационная служба, которая предоставляет гражданам бесплатный доступ к правовой, нормативной, социальной информации и организует консультативную помощь по её поиску.
С 2014 г. в трёх библиотеках Муниципальной информационной библиотечной системы г. Томска («Северная», «Фламинго», «Центральная») действуют центры общественного доступа. Любой гражданин, используя сеть интернет, может найти информацию о законах, функциях и режиме работы государственных и муниципальных органов, о том, как он может реализовать свои информационные права в сфере участия в выборах, получения государственных и муниципальных услуг, охраны здоровья, образования, культуры и др. Центры оборудованы компьютерной (18 автоматизированных рабочих мест) и копировально-множительной техникой
(3 МФУ), проекционным оборудованием (3 проектора, 3 экрана, 3 ноутбука), оснащены лицензионным программным обеспечением, имеют постоянный доступ к сети интернет.
Начиная работу в Центрах общественного доступа, мы прежде всего изучили опыт работы наших коллег4 и определили для себя план действий.
Первый этап — подготовка специалистов (консультантов), которые будут работать с населением. Группа наших сотрудников прошла обучение на базе ТОУНБ им. А. С. Пушкина и успешно сдала тестирование по программе «Электронный гражданин». Затем был подготовлен пакет документов, регламентирующих работу Центров (положение, регламент, технология обслуживания пользователей, правила пользования), изучены тематические информационные ресурсы, создан их перечень.
Следующий шаг — привлечение внимания населения к вновь созданной структуре в системе МИБС. Для этого был разработан оригинальный логотип Центров общественного доступа с QR-кодом, специальные информационные наклейки на оконные и дверные блоки (внешняя реклама), объявления о работе центров (внутренняя реклама).

Валентина Григорьевна Белицина, главный библиотекарь МБ «Северная» МАУ «МИБС», г. Томск
Галина Викторовна Павлюченко, заместитель директора по информационным технологиям МАУ «МИБС», Г. Томск

1 Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации: утв. Президентом РФ В. Путиным 7 февр. 2008 г. №Пр-212 // Минэкономразвития России [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/inforientedsoc/doc20080207_01 — Данные соответствуют 21.08.2015.
2 Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления [Электронный ресурс]: Указ Президента России от 7 мая 2012 г. №601 // Российская газета. — Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/05/09/gosupravlenie-dok.html — Данные соответствуют 21.08.2015.
3 Постановление Администрации Томской области от 27 ноября 2012 г. № 470а «Модернизация регионального управления и развитие информационного общества на территории Томской области на 2013–2020 годы» // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/951855043 — Данные соответствуют 21.08.2015.