Роль библиотекарей в повышении квалификации преподавателей университета* Американский опыт

Новичок в команде
Когда новые сотрудники факультета, включая библиотекарей, начинают работу в колледже или университете, они воодушевлены, полны надежд и, скорее всего, ожиданием неизвестного. Учреждения образования стараются предложить им разные ориентирующие занятия и развивающие семинары. Неудивительно, что и в этом процессе библиотекари играют двойную роль. Как специалисты в области информации они обязаны более активно влиять на повышение квалификации преподавателей, а как инструкторы и координаторы образовательного процесса — больше внимания уделять повышению собственной квалификации.
Большие ожидания
Недавно я участвовала в развивающем семинаре «Большие ожидания» (Greater Expectations), который является обязательным для каждого нового сотрудника. Хочу признаться, что вначале я была настроена немного скептически, так как сомневалась, что семинар по педагогике, предназначенный главным образом для преподавателей, может быть полезен и мне. Поскольку в должности библиотекаря факультета я работала не так давно, я должна была подготовить краткий курс по информационной грамотности (ИГ). Но нужен ли мне для этого целый курс по педагогике? Директор библиотеки сообщил, что на семинаре я смогу получить хорошие знания и опыт, которые помогут лучше понять цели университета и, кроме того, мне будет легче устанавливать контакты с коллегами. Прислушавшись к совету, я с удовольствием воспользовалась этой возможностью.
Цель семинара можно было бы определить, как расширение стоящих перед преподавателями задач. Занятия продолжались один семестр, по 3 часа каждую неделю. Сначала мы изучали стратегии, поддерживающие образовательный процесс студентов, самостоятельно выбирающих себе лекции (inquiry-based learning), а затем — эффективные стратегии, так необходимые в учебном процессе. Кроме того, были представлены презентации по профессиональному росту и развитию преподавательского состава, а также по библиотечным услугам. Безусловно, на усвоение и осмысление полученной информации уходило много времени и сил. Откровенно говоря, большая часть полученных знаний не имела отношения к моей работе библиотекаря, но полученный ценный опыт помог мне:
1) наладить контакты с коллегами;
2) продвинуть библиотеку;
3) ознакомиться с мнением преподавателей по разным вопросам;
4) продемонстрировать свои новые знания;
5) поделиться профессиональным опытом.
Выстраивание профессиональных отношений
Одной из лучших частей семинара было изучение правильного выстраивания профессиональных отношений. Для обсуждения этой проблемы слушателей делили на небольшие группы, что способствовало более близкому знакомству с некоторыми преподавателями и выстраиванию с ними деловых отношений. В моём университете библиотекари являются полноправными членами факультета, однако, многие преподаватели, в частности новый состав, не знают об этом. Семинар дал мне возможность реально почувствовать себя преподавателем и показать другим, что я их коллега и партнёр по обучению. Это был относительно неформальный семинар, поэтому многие чувствовали себя вполне комфортно и откровенно делились мнениями, проблемами, разочарованиями и даже слабостями. Такая открытость и прозрачность помогли установить связи и тёплые отношения.

Джулиа Уотсон — библиотекарь и доцент университета Мэривуд (штат Пенсильвания, США). Имеет степень бакалавра и магистра в области библиотечных и информационных наук; член международного почетного общества библиотекарей «Beta Phi Mu»1. В круг её главных профессиональных интересов входит оказание услуг населению и содействие интеллектуальной свободе через предоставление доступа к информации.

Перевод — Лидия Прокулевич, к.б.н., Национальная библиотека Беларуси

1 Beta Phi Mu — почётное общество по изучению библиотечных и информационных наук, основанное в Университете Иллинойса в 1948 г. группой ведущих библиотекарей и педагогов в области информационных наук для признания и поощрения студентов в этих областях. Начиная с 1998 г. оно связано с Американской библиотечной ассоциацией.