Со времени своего появления вузовские библиотеки занимаются воспитанием информационной грамотности студентов. Формы и методы этой работы меняются в соответствии с требованиями времени.
«Вузовская библиотека — это подразделение вуза информационной сферы, владелец информационных ресурсов, включая документальные фонды, содействующие образовательному процессу и культурно-просветительной деятельности высшего учебного заведения»1. Главной задачей библиотеки является не только сбор, хранение и обеспечения доступа к информации, но и формирование информационной культуры личности.
Дисциплина «Информационно-библиографическая культура» (далее — «ИБК») ведётся в ЧелГУ с 2001 года. Изначально это были занятия-консультации, инициатором их проведения выступил преподаватель курса «Введение в специальность». (Подробно об организационной работе по созданию дисциплины см. указанные статьи2.)
Дисциплина «ИБК» включена в учебный план и является составляющей вариативной части «Гуманитарного, социального и экономического цикла», её изучение базируется на знаниях, полученных в общеобразовательной школе. Дисциплина закладывает основы для самостоятельного поиска информации при проведении исследований, развивает способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникативных технологий и с учётом основных требований информационной безопасности.
Организацию занятий по «ИБК» взяла на себя кафедра общей и профессиональной педагогики. Cо специалистами библиотеки заключаются договоры на оказание платных услуг; занятия (лекции, практические) проводятся в соответствии с сеткой расписания университета.
В настоящее время дисциплина читается на 9 факультетах (из 13), ежегодно обучается более 800 студентов. Полный объём дисциплины на разных факультетах варьируется от одной до трёх зачётных единиц, куда входят лекции, практические или лабораторные (в зависимости от учебного плана кафедры), самостоятельная работа студентов. Общая нагрузка на год составляет от 1500 часов. Эта цифра может меняться в зависимости от того, сколько факультетов заявляет дисциплину «ИБК» для своих студентов. Кафедра общей и профессиональной подготовки на каждый учебный год составляет учебный план.
Преподавателями в соответствии с «Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования» составляются Рабочие программы дисциплин для специалитета и бакалавриата (далее — РПД). РПД «ИБК» составлена по рекомендованной в университете структуре в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования.
В результате освоения дисциплины студент должен:
• Знать: алгоритм поиска информации; состав справочно-поискового аппарата библиотеки; возможности использования информационных технологий в образовательной деятельности; правила составления библиографического описания документов;
• Уметь: применять современные библиотечно-информационные технологии для поиска, анализа и использования информации в своей учебной и будущей профессиональной деятельности.
• Владеть: навыками работы с книгой; традиционным справочно-поисковым аппаратом библиотеки; современными автоматизированными библиотечно-информационными системами; локальными и глобальными компьютерными сетями.
Эти навыки формируют компетенции в соответствии с учебным планом кафедры.
Преподавание дисциплины «ИБК» осуществляется с использованием модульной технологии обучения. Дисциплина включает в себя 11 модулей (лекций).
Лариса Витальевна Котко, заместитель директора библиотеки Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Челябинский государственный университет» (ФГБОУ ВПО «ЧелГУ»)
Светлана Ивановна Фролова, заведующая отделом абонементов библиотеки ФГБОУ ВПО «ЧелГУ»
Светлана Викторовна Мусина, заведующая информационно-библиографическим отделом ФГБОУ ВПО «ЧелГУ»
1 Зиновьева, Н. Б. Информационная культура личности: Введение в курс: учебное пособие для вузов культуры и искусства [Текст] / Н. Б. Зиновьева; под ред. И. И. Горловой ; Краснодар. гос. акад. культуры. — Краснодар, 1996. — с. 125.
2 Зеленина, Г. Н. Особенности содержания и преподавания курса «Информационно-библиографическая культура» в Челябинском государственном университете [Текст] / Г. Н. Зеленина, Л. В. Котко // Библиотеки вузов Урала: проблемы и опыт работы: науч. практ. сб. Вып. 4 / под ред. Г. Ю. Кудряшовой; отв. за вып. Г. С. Щербинина. — Екатеринбург: [б. и.], 2003. — С. 72–77. — Библиогр.: с. 77 (5 назв.); Киселёва, Л. М. Организация курса «Информационно-библиографическая культура» в Челябинском государственном университете [Текст] / Л. М. Киселева, Г. Н. Зеленина, Л. В. Котко // Научные и технические библиотеки. — 2006. — №4. — С. 33–42; Котко, Л. В. Студент—аспирант—преподаватель: многоуровневая система обучения пользователей информационно-библиографической культуре в Челябинском государственном университете [Текст] / Л. В. Котко, О. И. Саломатова // Современный пользователь библиотеки вуза: информационная среда, информационное поведение: материалы Общероссийской научно-практической конференции, Челябинск 30–31 марта / под ред. С. Г. Смолиной; Рос. библ. ассоциация, Секция б-к вузов ; Юж.-Урал. гос. ун-т, Науч. б-ка. — Челябинск: издат. центр ЮУрГУ, 2011. — С. 56–62. — Библиогр.: с. 62 (5 назв.).

