В современном обществе, отвыкающем от эпистолярного жанра, почти исчезает искусство мемуаристики, которая как ни что иное напоминает документальный роман воспоминаний, зачастую не менее увлекательный, чем классический придуманный роман в письмах. Однако незаслуженно забытый жанр довольно интересен для исследования, как в культурологическом, так и в историческом ключе.
Разумеется, мемуаристика субъективна, что роднит её с художественной литературой.
В мемуарах отражается индивидуальность их создателя, его взгляд на мир. Неполная достоверность, то, что с исторической точки зрения считается недостатком, становится очевидным художественным достоинством мемуаров. Хотя исторический экскурс весьма не ортодоксален, даже слухи и сплетни в историческом контексте имеют определённый интерес, и всё-таки самое ценное — это личное впечатление пишущего.
Трудности и радости мемуаристики
Если рассмотреть сюжетную линию мемуаров, то, на первый взгляд, она может показаться весьма хаотичной, однако только на первый. Повседневные занятия подчинены определённому ритму, присущему данной среде только в этой эпохе, огромное влияние оказывает образование и увлечения автора, его склонность к анализу и размышлениям, мера созерцательности и общительности, гендерная и возрастная составляющие. Что ещё необходимо для создания ценных мемуаров? Интересная эпоха, жизнь, полная событий, неординарный или же, напротив, типичный способ восприятия поколения, и писательский талант.
В связи с этой темой, наверное, имеет смысл остановиться на понятии исторического процесса. Начнём с его определения из исторического философского словаря. Исторический процесс — это закономерное и последовательное чередование явлений и событий, в которых проявляется деятельность многих поколений людей, взаимосвязь объектов и субъектов. Это сознательное историческое творчество широких масс. В жизнедеятельности общества значительную роль играет особый слой — элита, сравнительно небольшое число людей, занимающее ведущее положение в политической, экономической, культурной жизни общества, наиболее квалифицированные специалисты. Это наиболее активные, пользующиеся в обществе высоким статусом, обладающие ответственностью, интеллектуальными и моральными качествами. Среди них и следует искать авторов мемуаров. В силу известных обстоятельств существует множество женских мемуаров, но тем ценнее более содержательная мужская мемуаристика.
Что ещё важно в этом таинственном фактографическом виде творчества — живая история, эффект непосредственного присутствия. Наверное, многим любителям, да и профессиональным историкам, хотелось при помощи машины времени отправиться в прошлое. Удивительно, но факт: мемуары — это та самая портативная и доступная машина времени, изобретённая, увы, не фантастами. Люди давно минувшего говорят с нами как живые, в ритме реальности.
И всё-таки бытует мнение, что чтение мемуаров — это довольно скучное, во всяком случае, не слишком захватывающее занятие. Почему же? Существует ряд вполне объективных обстоятельств. Во-первых, это песня без начала и конца, точнее, у мемуаров не существует формально принятой в романистике завязки, развития сюжета, кульминации и развязки. Это просто обрывок старой киноленты, и ни малейшей заботы автора о комфорте читателя. Во-вторых, в курс событий, обстановки и действующих лиц необходимо посвящаться самостоятельно. То есть чтение мемуаристики требует существенной предварительной подготовки и, при необходимости, навыка пользоваться справочным аппаратом издания и дополнительной литературой. Очень большой, серьёзный и нелёгкий труд — работа историка при подготовке мемуаров к изданию, зачастую обширный справочный аппарат — не менее значимая часть книги, по сравнению с текстом.
И здесь уже следует отметить, в-третьих, человеку неподготовленному комментарии читать довольно сложно, трудоёмко и утомительно. Однако всем этим, несомненно, можно пренебречь, если понять, что ни один учебник истории или исследовательская научная работа не даст такой непосредственной и живой исторической картинки.
В мемуаристике важное место занимают авторские биографические воспоминания. Они особенно распространены в писательской среде. Подобные произведения неисчерпаемый источник авторской индивидуальности, его литературной работы. В художественном произведении действуют литературные герои, в авторский мемуарах героем выступает сам автор и окружающие его люди. Сквозь призму своего восприятия и таланта он показывает близких родственников, друзей и недругов по перу, сиюминутную бытовую и даже интимную информацию о личностях, для нас, читателей и потомков, с этих сторон совершенно закрытых. Не странно поэтому, что интимная мемуаристика, в отличие от остальной, имеет самую большую, в чём-то даже ажиотажную, популярность у массового читателя, зачастую не осознающего их истинного смысла. Интимные аспекты мемуаров создают ощущение полноты и завершённости в картине мира, в которой есть все мазки и краски, они придают пикантности и остроты чтению, но не являются главенствующими в воспоминаниях.
Александра Позельская, член Союза журналистов России, член Московской городской организации Союза писателей России, редактор редакционно-издательского отдела ГБУК г. Москвы «ЦУНБ им. Н. А. Некрасова»

