Человек потребляющий: мировоззрение и отношение к чтению. По результатам социологического опроса студентов

Как известно, сфера человеческих потребностей самая разнообразная: потребность в еде, потребность в одежде, потребность в искусстве, потребность в чтении…
Потребитель — это «тот, кто использует, расходует что-либо для удовлетворения своих потребностей»1. Очевидно, что потребность — это не только нужда, надобность в чём-либо, но и стремление выразить себя, реализовать через эту потребность. Отсюда возникают такие аномально развитые потребности, как чревоугодие, стяжательство, библиомания… В работах современных социологов, культурологов, социальных философов звучит озабоченность: издательства, книжный рынок ориентируются на человека потребляющего. «Потребитель — это вечный младенец, требующий соски», — остроумно заметил Э. Фромм2. Роль соски выполняют вредные привычки: алкоголизм, табакокурение, наркомания. Словарь по этике также относит потребительство к числу пороков современного мира: стиль жизни и отношений, где ведущим становится «стремление к престижному потреблению, к получению максимального наслаждения и развлечений»3.
Мы провели социологический опрос среди студентов, обучающихся по направлению подготовки: «Издательское дело» (профиль: «Книжное дело») с целью выявления ценностного отношения к человеку потребляющему. Возраст опрашиваемых: 17–20 лет (I–III курсы). Анкетирование проводилось в рамках учебных занятий по дисциплинам: «История зарубежной литературы», «История отечественной литературы», «Современный литературный процесс».
Прежде всего, респондентам нужно был ответить на вопрос: «На Ваш взгляд, человек потребляющий — это…» Примерно 40% ответивших выбрали вариант: «Человек потребляющий — это человек, который только берёт». Ещё 30% предложили вариант: «Человек потребляющий — это человек, у которого на первом месте стоят его биологические потребности (еда, сон, отдых)». Не менее 20% считают, что «человек потребляющий — это человек играющий, веселящийся, развлекающийся». Среди оригинальных ответов можно отметить такие: «человек, лишённый творческого духа»; «жертва компьютерных игр»; «типичное порождение интернет-эпохи».
Далее (второй вопрос) мы предложили респондентам охарактеризовать человека потребляющего. Самыми распространёнными эпитетами стали: «ленивый», «недалёкий», «необразованный». Некоторые обратили внимание на то, что он «внушаемый», другие — «эгоистичный». Часть опрошенных (20%) выделила положительные черты человека потребляющего: «ищущий», «стремящийся к новому», «активный», «развивающийся», «овладевающий новыми технологиями», «стремящийся обеспечить себя и своих близких».
Третьим вопросом было наше пожелание, чтобы опрошенные нашли слоган (девиз) для человека XXI века. Большинство респондентов привели общеизвестные рекламные слоганы: «Бери от жизни всё!», «Ты этого достоин!», «Всё будет Соса-соlа» и т. д. На наш взгляд, оригинальными можно считать такие ответы: «Главное, чем руководствуется в своей жизни современный человек, — это реализовать себя. Я бы сформулировал слоган так: “Теперь каждый живёт для себя!”»; «Не трогай меня, и я не трону тебя!»; «Не откладывай на завтра то, чем можешь насладиться сегодня».

Владимир Николаевич Руднев, доцент кафедры русского языка и издательского дела НОУ ВПО «Российский новый университет», кандидат педагогических наук, доцент, Москва

1 Словарь русского языка в 4-х тт. — Т. III. — М., 1983. — С. 334.
2 Фромм Э. Иметь или быть? Пер. с англ. — М., 1990. — С. 33.
3 Словарь по этике / Под ред. И. С. Кона. — М., 1983. С. 268.