Отчёт ИФЛА о тенденциях развития «Скользить по волнам или попасть в водоворот?» (2013), является результатом годовых консультаций с экспертами и заинтересованными представителями целого ряда специальностей по исследованию и обсуждению новых тенденций
в информационной среде.
Вопрос, как изменятся библиотеки, чтобы сохранить свою востребованность, возможно, самый важный, стоящий перед профессией на сегодняшний день.
Безусловно, никто не может однозначно предсказать будущее библиотек. Бесконечные дискуссии в профессиональной среде о том, какой должна стать библиотека, кого она должна обслуживать, кто должен стать пользователем библиотеки не только не дают ответов, но часто более запутывают и уводят всё дальше и дальше от реальности. Потому особенно интересны представленные в Отчёте пять ключевых тенденций, которые могут стать основными векторами развития библиотек, ибо сформулированы они не библиотечным сообществом.
Остановлюсь только на одной тенденции, — №2: «Онлайн-образование демократизирует и преобразит глобальное приобретение знаний». Эксперты высказывают мнение о том, как возрастёт ценность непрерывного образования, повышения квалификации в течение всей жизни, и большее признание в будущем получит неформальное образование, обучение вне учебных заведений.
Жизнь диктует изменения и нас самих и наших библиотек, а также создание проектов, которые сформируют основу под территорию свободного образования. Хотя вроде бы ничего нового в образовательной функции библиотек нет, и на эту тему существует огромное количество научных работ, методик и умозаключений. Всё-таки нужно говорить не о функции — оставим это дело теоретикам (они расставят всё по своим местам), а о «территории», которая как образ и реальность действительно будет работать непосредственно на человека.
Итак, говоря о свободном образовании как о новом проекте для библиотек, хочется начать со старого вопроса: «Что такое библиотека?»
Дословно — это место хранения. В Федеральном законе «О библиотечном деле» библиотека — это информационная, культурная, просветительская организация, располагающая организованным фондом документов и предоставляющая их во временное пользование физическим и юридическим лицам. Закон не предполагает, что у библиотеки «появится» какая-то «новая» сущность. Хотя ст. 5 главы 3 этого закона звучит так: «Библиотеки имеют право осуществлять хозяйственную деятельность в целях расширения перечня предоставляемых пользователям библиотек услуг и социально-творческого развития библиотек при условии, что это не наносит ущерба их основной деятельности». То есть закон предполагает, что на территории библиотеки происходит некий социально-творческий процесс, в зависимости от которого пользователям библиотеки предоставляются не только стандартные библиотечные услуги.
Снова обратимся к определению библиотеки — информационная, культурная, просветительская организация. То есть библиотека занимается сохранением культурного наследия — «вместе» с музеями и архивами, и предоставляет наследие во временное пользование, тем самым выполняя просветительные и образовательные функции.
Деятельность библиотек взбадривается сегодня общественным вниманием, событийной лихорадкой; помещения превращаются в комнаты досуга, рассыпаются традиционные критерии оценки, рушатся правила, например, такие как соблюдение тишины и наличие карточных каталогов. И это замечательно! Сейчас библиотеки — это пошедшие на поводу у прогресса «бабушки», которые уже понимают, что надо идти; они даже ответили на вопрос «Зачем?», но пока не знают главного — «Куда?» Куда дальше развивать социально-творческий процесс, какую «хозяйственную деятельность» осуществлять? Библиотеки занимаются сейчас всем, чем только можно — а одновременно этим же занимаются современные бизнес- и арт-площадки, ориентированные на аудиторию от 15 лет. Сюда вплавляется и опыт европейских стран, с их тысячными ежедневными посещениями библиотек, от которого у наших директоров начинается плотоядное слюноотделение. Почему? Да потому, что вроде делаем как у них, а получается как-то не так, читатели продолжают смотреть на нас с опаской.
Сергей Станиславович Серейчик, директор МЦБС им. М. Ю. Лермонтова, член правления ПБО, Санкт-Петербург
Павел Иванович Михайлов, куратор проекта «Открытые мастерские», Санкт-Петербург

