Предугадать будущее могут не только для писателей-фантастов. Видеть перспективу развития организации — это необходимость для руководителей, заботящихся о процветании своего предприятия. Инструментом для моделирования будущего могут стать форсайт-технологии.
Детально рассматривать форсайт как метод прогнозирования и моделирования не входит в задачи данной статьи. Мы хотели бы рассказать об опыте реализации модели современной детской библиотеки, которая вписывается в рамки форсайт-технологий1.
С точки зрения форсайт-прогнозирования, под моделью имеется в виду «совокупность информации, характеризующей постоянные и переменные параметры объекта»2. К структурным компонентам модели отнесятся:
• философия библиотеки;
• библиотека как социальный институт;
• информационно-коммуникативные технологии;
• архитектура и дизайн;
• профессиональные компетенции персонала.
Для нас наиболее привлекательной оказалась модель модернизированной классической библиотеки. Осмысление всех её компонентов было связано с капитальным ремонтом Центральной детской библиотеки. До ремонта в библиотеке было 6 структурных подразделений. Расстановка фондов осуществлялась с учётом возраста читателей и предусматривала систему читальных залов (для дошкольников, младших и старших школьников) и абонементов с открытым и закрытым доступом. В библиотеке было 4 запасника, в которых находилось около 20% фондов. Косметический ремонт проводился в 2001 году.
Философия. Необходимость модернизации библиотеки была вызвана активным развитием инфраструктуры микрорайона, увеличением его населения, строительством новых жилых комплексов. В районе стало больше молодых родителей. Да и проблемы привлечения подростков и молодёжи к чтению мотивировали коллектив на поиски новых форм и методик приобщения к чтению. Всё это требовало разработки новой стратегии развития библиотеки. Мы сформулировали миссию библиотеки следующим образом: «социокультурный центр микрорайона, в котором созданы все условия для воспитания развитой, творческой личности детей, самообразования взрослых и воспитания культуры чтения». Уже в 2010 году, когда концепция библиотеки как «третьего места» ещё только витала в воздухе, мы задумались об организации мест для «коворкинга», развития и досуга посетителей разных возрастов.
В разработке концепции принимал участие весь коллектив. Использовались коллективные тренинги и «мозговые штурмы». Вдохновляли нас суждения Хорхе Луиса Борхеса: «Если каждая книга — это изменчивый мир, хранящий в себе множество разных смыслов, то хранилище многих книг — это, конечно же, целая Вселенная. Как любая вселенная, Библиотека бесконечна в пространстве», и известное высказывание Н. А. Рубакина: «Библиотека — книжное отражение Вселенной». Так появилась концепция «Книжная Вселенная», предполагающая использование в интерьере космических образов.
Ярослава Геннадиевна Назаровская, главный библиограф ЦДБ СПБ ГБУ «Невская ЦБС», руководитель Центра Чтения

