Участие в семинаре «Библиотечное дело в Германии», организованном Немецким культурным центром имени Гёте при Германском посольстве в Москве 22-29 июля 2012 года, подвигло автора статьи на размышлениям о библиотечной статистике.
Безусловно, многое при знакомстве с немецкими библиотеками показалось важным и достойным примером для подражания. Например, деятельность Ассоциации немецких библиотек (DBV) по привлечению благотворительных средств, которые затем расходуются на публичные акции. Ежегодно в конце октября библиотеки Германии участвуют в «Национальной библиотечной кампании», получая государственное финансирование на проведение мероприятий по популяризации библиотек. В рамках программы кампании, которая длится в течение недели, организуют туры по библиотекам для журналистов и, начиная с 1987 г., Ассоциация немецких библиотек присуждает €5000 журналисту за лучшую публикацию о библиотеке. Ежегодно с 2000 г. лучшая библиотека получает премию в размере €30 тыс. и звание «Библиотека года» от Ассоциации немецких библиотек.
Своеобразие системы управления библиотеками заключается в том, что отсутствует отраслевая федеральная структура, однако есть непривычные для России центры координации работы библиотек. По заданию Конференции министров культуры и образования земель DBV создала “Expertise Network for Libraries” (KNB).1 С 2004 г. эта служба, финансируемая землями, координирует ряд межрегиональных задач. KNB участвует в процессах планирования и принятия решений на уровне федерации и земель, осуществляет мероприятия по взаимодействию немецких библиотек в международном масштабе. Поддерживаемый KNB с 2006 г. библиотечный портал (http://www.bibliotheksportal.de) даёт доступ к информации обо всех сферах деятельности немецких библиотек.
Проблема посещаемости библиотек, как мне показалось, незнакома немецким коллегам — читальные залы научных библиотек и абонементы публичных библиотек по плотности посетителей похожи на торговые залы супермаркетов в часы пик. Практически во всех библиотеках в комплекс автоматизации входят станции самообслуживания по выдаче и возврату библиотечных документов, поэтому персонал, с которым контактирует посетитель, осуществляет содержательное обслуживание, а не механические операции (я думаю, что это значительно влияет на мнение общества о профессии).
Однако набольший интерес у меня вызвали статистические показатели и их использование в управлении. Приведу несколько примеров. Жителей муниципального района Reinickendorf Берлина обслуживают 5 библиотек (центральная библиотека имени Гумбольдтов и 4 филиала). При населении в муниципальном районе 240 тысяч человек на 1 библиотеку приходится 48 тысяч жителей (в столице России на 1 публичную библиотеку приходится примерно 22,7 тыс. человек). Если сравнивать данные по количеству жителей стран, приходящихся на 1 публичную библиотеку, разница составит такое же соотношение (в Германии на 1 библиотеку — 7639 человек, в России — 3090 человек). На первый взгляд, в России число библиотек завышено, однако сравнив данные по показателю плотности населения (в Германии — 230 человек на кв. км, в России — 8,4 человека на кв. км.), можно прийти к обратному выводу: библиотек в России недостаточно: с учётом плотности населения показатель должен составлять примерно 2700 человек на 1 библиотеку.
Показателями эффективности Парламентской библиотеки Бундестага являются обращения (посещения) читателей и объём новых поступлений, причём учёт статистических данных не ведётся регулярно, а осуществляется выборочно 8 недель в году. По этим показателям библиотека выглядит следующим образом: ежегодно библиотека фиксирует у себя 40 тыс. посетителей; при объёме фонда 1400 тыс. единиц хранения, ежегодно в фонд поступает 60 тыс. поступлений; годовая книговыдача составляет 70 тыс. экземпляров.
К большому сожалению, сравнить показатели с аналогичными данными Парламентской библиотеки РФ не удалось, поскольку на сайте библиотеки этой информации нет (за исключением объёма фонда — 1000 тыс. единиц хранения). Сравнительный анализ средних показателей с более близкими по типу библиотеками: центральными и федеральными по данным ГИВЦ Минкультуры России2 даёт данные, представленные в таблице.
Несмотря на специфику функций (библиотека является депозитарием для ООН и Евросоюза) и фонда Парламентской библиотеки: отраслевой характер, комплектование обязательным экземпляром документов по определенным темам, «серой» литературой, показатель обращаемости не просто высок, а недосягаемо высок для российских библиотек. Мало того, библиотека не является общедоступной, круг её пользователей ограничен сотрудниками парламента, органов власти, иностранных дипломатов и журналистов.
Светлана Юрьевна Волженина, консультант отдела музеев, библиотек, выставочной деятельности и историко-культурного наследия Департамента культуры Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
1 Зефельдт Ю., Сире Л. Двери в прошлое и будущее — библиотеки в Германии. — 3-е, испр.изд. / пер. Исаевой Г. — Хильдесхайм, Изд-во «Георг Олмс», 2007.

