В 2013 году исполняется 120 лет нашему земляку, уроженцу города Новочеркасска — всемирно известному философу Алексею Фёдоровичу Лосеву (1893–1988), которого называют одним из крупнейших мыслителей XX столетия, «духовидцем», «последним мудрецом Серебряного века».
В философских работах А. Ф. Лосева отразились идеи русских религиозных философов начала ХХ в, а также его собственные оригинальные воззрения на проблемы символа, мифа, диалектики художественного творчества.
Будучи ещё совсем молодым человеком, Лосев проявил себя как зрелый ученый, оригинальный мыслитель. Он был лично знаком с крупнейшими отечественными философами, составившими цвет серебряного века: С. Н. Булгаковым, Н. А. Бердяевым, И. А. Ильиным, П. А. Флоренским. Уже в 1920-е годы имя Лосева было известно за рубежом, его считали одним из самых перспективных русских философов. В 1930 году Лосев издаёт своё знаменитое «восьмикнижие» — программные философские работы, среди которых известные ныне каждому просвещённому человеку сочинения «Античный космос и современная наука», «Диалектика мифа», «Философия имени». Не миновала Алексея Фёдоровича участь тех, кто стал жертвами сталинских репрессий. Он был арестован, прошёл лагеря. Драматическую судьбу Алексея Фёдоровича разделила его супруга Валентина Михайловна: она так же, как и он, прошла ад сталинских лагерей. Духовный подвиг этой удивительной женщины трудно переоценить: в 1929 году Валентина Михайловна вместе со своим мужем тайно приняла монашеский постриг. После освобождения А. Ф. Лосев был восстановлен в гражданских правах и продолжил научную деятельность. Главный труд его жизни — шеститомная монография «История античной эстетики», за которую учёный был удостоен Государственной премии СССР. Это грандиозное сочинение является бесценным кладезем идей для российских и зарубежных учёных.
Алексей Фёдорович Лосев был разносторонней творческой личностью. Он являлся автором не только философских работ, но и произведений изящной словесности, однако литературно-художественное наследие Лосева до сих пор остаётся в тени. Особенно это касается его поэтического творчества, о котором осведомлены далеко не все. В то же время сам философ признался однажды: «Лосев немыслим без стихов». Эта самооценка даёт дополнительный стимул к литературному исследованию, благодаря которому становится ясно, что без стихотворных произведений великого учёного нельзя составить полное представление о его духовном наследии.
Прежде чем говорить о стихотворчестве Лосева, необходимо вспомнить о его поэтических предпочтениях, которые, безусловно, повлияли на семантико-стилистическое пространство его поэтического мира.
Алексей Фёдорович, разумеется, любил и отлично знал русскую классическую поэзию. Особенно значимы были для него имена М. Лермонтова и Ф. Тютчева. Любил он стихи В. Соловьёва, И. Анненского. Из символистов особенно ценил В. Иванова и З. Гиппиус. Именно символизм стал на всю жизнь для Лосева основой миропонимания и творчества.
Марина Валерьевна Кравченко, главный библиотекарь организационно-методического отдела Центральной городской библиотеки им. Горького МБУК Ростовская-на-Дону городская ЦБС
* В основу статьи лёг доклад, прочитанного в сентябре 2012 г. на Лосевских чтениях, организованных Донской Духовной семинарией и Ростовской ЦБС.

