Что такое терменвокс? Может, это островок? Может, это городок?

Сегодня многие библиотекари ломают головы над тем,как привлечь в библиотеки молодёжь. Да, налицо проблемы с чтением; да, библиотека должна находить новые пути продвижения книги, менять программы встреч с молодёжной аудиторией, исходить из её культурно-образовательных запросов и мотиваций. Но как этого достичь?
Единых рецептов в решении проблемы привлечения молодёжи в библиотеке нет и не может. Наша московская библиотека им. Н. А. Добролюбова попробовала следующий способ — соединить культурно-познавательный материал по истории музыкальной культуры с огромным интересом молодёжи к музыке современной. При этом речь шла о таком, казалось бы, старом и скучном жанре как лекция… Эксперимент оказался удачным — и тема встречи, и её жанр, и особенности её проведения вызвали у молодых посетителей искренний интерес.
Многим юношам и девушкам слово «терменвокс» уже было знакомо, некоторые же слышали его впервые. Терменво́кс (лат. theremin или thereminvox) — это электромузыкальный инструмент, созданный в 1918 году русским изобретателем Львом Сергеевичем Терменом.
Лекцию о знаменитом изобретении прочитал правнук Льва Сергеевича — Пётр Термен. Это уникальный инструмент, игра на котором осуществляется бесконтактным способом. Для игры на терменвоксе необходимо обладать хорошо развитым музыкальным слухом. В своё время он привлёк внимание В. И. Ленина — тот подарил изобретателю бесплатный железнодорожный билет в любую точку нашей страны для пропаганды этого изобретения. На терменвоксе можно исполнять классическую, джазовую, эстрадную музыку. Его создатель, по образованию физик, долгое время жил в США. Он был лично знаком со многими известными зарубежными исполнителями, и сам виртуозно владел техникой исполнения на этом инструменте.
Игра на терменвоксе заключается в изменении расстояния от рук музыканта до антенн инструмента. Вертикальная прямая антенна отвечает за тон звука, горизонтальная подковообразная — за его громкость.
Пётр Термен прочёл двухчасовую (!) лекцию буквально на одном дыхании. Он рассказал об истории этого инструмента, сопроводил свой рассказ показом отрывков из документальных фильмов, запечатлевших игру на терменвоксе известных во всём мире виртуозов. Особое внимание он уделил системе Константина Ковальского (1890–1976), первого русского исполнителя и ассистента Льва Термена. Одним из самых известных современных исполнителей является Жан Мишель Жарр, а среди российских музыкальных групп — популярные ансамбли «Сплин», «Мумий Тролль», «Пикник». В настоящее время терменвокс широко используют при создании различных звуковых эффектов (пение птиц, свист и др.), при озвучивании кинофильмов, в театральных постановках, цирковых программах. Сам Лев Термен считал наиболее удачным произведением для демонстрации возможностей терменвокса «Вокализ» С. Рахманинова.
Слушатели задали Петру Термену немало вопросов. Спрашивали о современных исполнителях, о различных школах игры на этом инструменте, о судьбе Льва Термена и о конструкторах, продолживших его дело.
Наибольший интерес вызвал мастер-класс. Слушатели, а их было около 40 человек, окружили инструмент, пытались извлечь из него звуки. Овладение техникой игры на таком несложном на вид инструменте оказалось довольно непростым делом.
И рассказ П. Термена, и мастер-класс вызвали у молодых людей самые положительные эмоции. Покидая вечер, слушатели благодарили лектора и библиотекарей за необыкновенно интересное мероприятие, за тёплый приём, непринуждённое общение за чаем. Ещё одним положительным результатом стало то, что в библиотеку записались 15 новых читателей в возрасте от 20 до 35 лет. Они оставляли свои е-мейлы и выражали желание посещать подобные встречи и в будущем. Значит, дело не в форме или жанре, но в точном попадании в мотивацию, интересы столичной молодёжи, считающейся избалованной культурно-развлекательными возможностями. В предваряющей любую встречу рекламе — прежде всего в социальных сетях. И без всякого сомнения, в тёплой атмосфере встреч — той самой, в которой нуждается каждый человек.

Ирина Александровна Жарова, главный библиограф Центральной библиотеки №36 им. Н.А. Добролюбова ЦБС №3 ЦАО г. Москвы.