Страсти по «Пушкинской карте». Здравый смысл или диктат учредителя

Хотели как лучше, а получилось, как всегда.
В. С. Черномырдин

С 1 сентября 2021 г. начал реализовываться совместный проект Министерства культуры, Министерства цифрового развития и «Почта Банка» — «Пушкинская карта».
Как гласит «Википедия», проект позволяет молодым людям от 14 до 22 лет посещать музеи, театры, кинотеатры, филармонии другие учреждения культуры. Хотелось бы сразу обратить внимание на то, что здесь совершенно чётко обозначены названия учреждений, которых в первую очередь затрагивает данное, безусловно, хорошее начинание.
На карте, которая была оформлена в 2021 г., имелось вложение размером в три тысячи рублей. В нынешнем году лимит «Пушкинской карты» составил уже пять тысяч рублей. Достоинством программы является то, что можно получить данные о возможных для посещения мероприятиях на сайте «Культа РФ» или в мобильном приложении «Госуслуги, Культура». Казалось бы, всё было продумано до мелочей, но можно только сожалеть, что у нас частенько даже самая благая идея и её реализация заставляют вспомнить бессмертную цитату Виктора Степановича Черномырдина, которую мы взяли в качестве эпиграфа к этой статье.
Ещё в советское время в начальный период введения Новой экономической политики стал дискуссироваться вопрос о переходе библиотек на платное библиотечное обслуживание. Во многих регионах молодой советской России повсеместно стали проводиться процессы закрытия «бездоходных культурно-просветительных учреждений», в первую очередь под раздачу попали библиотеки. Попытки перехода на платные услуги не дали позитивных сдвигов. И тут хотелось бы процитировать известного историка библиотечного дела М. Н. Глазкова: «Но всего несколько месяцев экспериментов с платностью выявили полную её непригодность для массовых библиотек. Ведь основной их контингент — это учащиеся, дети, пенсионеры, то есть самая социально незащищённая часть общества. Они вынуждены были с сожалением отказываться от ставшего платным библиотечного обслуживания. Библиотеки потеряли как потенциальных читателей, так и те деньги, которые намеревались получить с них за свои платные услуги. Как констатировалось в Главполитпросвете в 1923 г., сколько-нибудь серьёзных материальных средств с помощью платности добыть не удалось, зато число читателей массовых библиотек России за один год сократилось на 37%»1.
В последующие годы советского периода строительства отечественной библиотечной системы вопросы платности библиотечного обслуживания были неактуальны. Остаточный принцип финансирования культурной сферы, который мы так нещадно критиковали, худо-бедно позволял библиотекам решать поставленные перед ними задачи.
Ситуация изменилась в конце 1980-х — начале 1990-х гг., когда в перестроечный период стали обсуждаться вопросы перехода к новым видам хозяйственной деятельности. В связи с этим было вовсе неслучайно, что на страницах библиотечных журналов стали обсуждаться проблемы, связанные с оказанием платных услуг библиотеками. Одной из первых ласточек стала статья М. Меркулова и А. Стахевича «Платные услуги — в практику библиотек» опубликованная в журнале «Библиотекарь» в 1988 году2.
Эту тему продолжили М. Зубарев и В. Николаев «Хозрасчёт, приди на помощь!»3. Эти публикации стали началом сражений практиков, учёных, педагогов вузов на страницах специальных библиотечных изданий.
Сегодня мы не будем вдаваться в перипетии этой дискуссии. Прагматики уже тогда понимали, что вступление в эпоху рыночных отношений затронут все стороны жизни страны. Не только экономику, но и образование, медицину, всю социально-культурную сферу, и библиотеки не будут здесь исключением. Новые ценности изначально базировались на том, что любая сфера жизни, будь то культура, медицина, образование, спорт и т. д., могла быть легко оценена в денежном эквиваленте.
На наш взгляд, механический перенос рыночных отношений на библиотечную сферу, которые определялись как формирование взаимоотношений «продавец услуг—покупатель услуг» вместо «библиотекарь—читатель», коренным образом изменило саму суть того, что десятилетиями транслировалось в отечественных библиотеках.
Даже человеку не очень сведущему в экономике, было понятно, что отношения рынка базируются в первую очередь на возможности конкуренции и торга. В новых условиях читатель, или как его сейчас принято называть «пользователь», превращался в покупателя, а библиотекарь, уж простите, в торговца, реализующего свой товар. По большому счёту, традиционный альтруизм библиотек и библиотекарей не очень-то вписывался в систему ценностей общества потребления.
Чтобы не уходить далеко от основной темы нашего повествования, мы не будем далее заниматься анализом данного процесса. Но ради объективности надо сказать о том, что в условиях тотального секвестирования бюджета на библиотечные нужды, платные услуги, оказываемые библиотеками читателям, явились одним из важных факторов их существования. Постепенно одним из основных показателей эффективности библиотек стала их работа по добыванию внебюджетных средств.

Александр Михайлович Мазурицкий, декан библиотечно-информационного факультета Московского государственного института культуры, профессор кафедры информационно-аналитической деятельности Московского государственного лингвистического университета

1 Глазков М. Н. Современный взгляд на историю российских библиотек в годы НЭПа / М. Н. Глазков // Ориентиры культурной политики. — 2000. — №7. — С. 69.
2 Меркулов, М. Платные услуги в практику библиотек / М. Меркулов, А. Стахевич // Библиотекарь. — 1988. — №1. — С. 14–15.
Зубарев М Хозрасчёт, приди на помощь! /
З. М. Зубарев, В. Николаев // Библиотекарь. — 1988. — 6. — С. 14–20.