Об особенностях информационного уклада жизни. Перспективы формирования цифровой культуры подрастающего поколения в условиях библиотеки

Стремительное развитие пространства виртуальных коммуникаций приводит к экспоненциальному росту информации различного качества и степени достоверности, что тормозит процесс накопления и трансляции знаний, которые на сегодняшний день уже рассматриваются в качестве реального фактора производства — наряду с рынком труда, капитала, природных ресурсов.
Исследователи отмечают, что в настоящее время объём данных в глобальном информационном пространстве удваивается каждые два года, но её объективная ценность снижается. Так, на рынке больших данных лишь около 20% накопленных массивов информации могут представлять пользу в решении тех или иных производственных задач, а фактическому анализу подвергается примерно 5% данных1.
Темпы развития технологий создания, обработки и распространения информации на сегодняшний день значительно превышают возможности людей в её освоении. Особую тревогу вызывает тот факт, что согласно результатам Всероссийского цифрового диктанта, проводимого РОЦИТ, в 2021г. россияне продемонстрировали самый низкий уровень цифровой грамотности за последние три года. Особенно уязвимой группой оказались подростки в возрасте 14–17 и молодые граждане 18–24 лет. Дальневосточный регион находится на предпоследнем месте по уровню цифровой грамотности населения2.
В сложившихся обстоятельствах важную роль играет обеспечение населения, особенно подрастающего поколения, знаниями, умениями, навыками и компетенциями, отражающими уровень их информационной и цифровой культуры. Ведь довольно сложно представить процесс интеллектуального развития личности без наличия у неё способностей эффективно использовать технологии информационного самообеспечения и регулировать своё информационное поведение.
На это нацеливает «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы», где отмечается необходимость ориентации общества на «создание для граждан общедоступной системы взаимоувязанных знаний, обеспечение безопасной информационной среды для детей, а также на поддержку традиционных форм распространения знаний»3. Схожая позиция прослеживается и в «Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года». В документе отмечается, что уровень знаний выпускников общеобразовательных учреждений, «необходимых для получения информации, её оценки и использования, приобретаемых как в процессе обучения в профессиональных и образовательных организациях, так и вне их, остаётся невысоким». Информационная же среда в пространстве страны, интегрирующая в себе многообразие печатных, электронных, цифровых СМИ, текстовых и визуальных материалов, архивов, библиотек, музейных фондов, должна быть задействована в противовес угрозам национальной безопасности4.
Наиболее перспективной в этой связи является организация системной деятельности в области формирования информационной и цифровой культуры молодых граждан с использованием преимуществ библиотек. Они всегда занимали активную позицию в решении вопроса формирования информационных компетенций подрастающего поколения.

Татьяна Борисовна Кавалерчик, главный библиотекарь отдела комплексного библиотечного обслуживания ГБУК «Сахалинская областная универсальная научная библиотека»

1 Васильева М. М. Становление информационного общества в России в условиях глобального информационного пространства // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки. 2020. — №3(840) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie-informatsionnogo-obschestva-v-rossii-v-usloviyah-globalnogo-informatsionnogo-prostranstva
2 Цифровой диктант.рф. Итоги инициативы 2021 // RUNET-ID [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://runet-id.com/event/digitaldictation-tass2021/#event_widgets_tabs_Html2
3 О стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы: Указ Президента Российской Федерации №203: [принят 9 мая 2017 года] // Портал ГАРАНТ.РУ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://base.garant.ru/71670570
4 Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года: [утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации №326-р от 29 февраля 2016 года] // Консультант Плюс: справочно-правовая система: [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_194820/f6adfd17b3f90275dca3f42b5bb42c920d74f0a5/