Теория чтения: подведение итогов или начало пути? Рецензия на энциклопедический словарь «Чтение»*

В последние годы «в печати настойчиво звучит мысль о необходимости перехода от многочисленных хаотичных гуманитарных акций в поддержку чтения к реанимации и изучению данных науки о феномене „чтение“, о механизмах и закономерностях читательской
деятельности»
1.
Это обусловлено как сложностью осмысления проблемы создания читающей нации, так и расхождениями во взглядах различных исследователей на те или иные вопросы, связанные с чтением жителей страны. В то же время постепенно усиливается влияние на массовое сознание давно известных стереотипов, связанных с книжной сферой. Так, всё больше людей полагает, что человек и без книг может быть всесторонне развитой личностью, кампании по поддержке чтения — это всего лишь навязывание народу точки зрения властей и/или образа жизни российской интеллигенции, а вопрос о важности чтения является нелепым уже сам по себе (всеобщая любовь к чтению — это все равно что всеобщая любовь к пению, рисованию и танцам)2. Все это свидетельствует как о необходимости создания новых работ теоретического характера, так и об уточнении понятийного аппарата.
При рассмотрении феномена чтения неизбежно возникает довольно-таки болезненная проблема: а кто же вообще должен заниматься этим понятием?3
В этом отношении становится очевидной вынужденная замкнутость библиотековедческих исследований: проблемы библиотек, равно как и теоретические вопросы чтения, не так уж часто привлекают внимание учёных из других областей знания. Как отмечает В. О. Скитневский, «проблемами чтения давно пора заняться философам, а не специалистам библиотечного дела, которые из-за отсутствия профессиональных философских изысканий в этой проблематике выполняли задачу добросовестно, но на уровне герменевтики»4. Аналогичных взглядов придерживается Т. Б. Маркова5. Специфика библиотечной работы действительно не позволяет уделить должное внимание многим важным аспектам, связанным с чтением, и чем более абстрактными являются эти аспекты, тем меньше о них задумываются библиотековеды и библиотекари-практики. В частности, «…никто не может сказать точно, сколько же чтения человеку надо, существуют ли какие-то нормы и почему одни очень боятся перечитать лишнего, в то время как другие и дня не проживут без книги или газеты. Где и кто эту норму утверждал? О ней никто не знает, как никто не знает и о том, какой вообще читатель нужен нашему обществу»6.
Можно предположить, что назревает необходимость возникновения принципиально нового научного направления — философии чтения. Но это, так сказать, идеальный вариант, а пока что медленное и фрагментарное развитие науки о чтении создаёт «идейный вакуум» на проблемном поле дискуссий о его нынешней судьбе; более того, постепенно сужается круг специалистов, способных создать систему научных представлений в этой области научного знания7.
Междисциплинарный характер понятия «чтение» требует от специалиста, занимающегося данным феноменом, освоения всего наработанного знания, осмысления всех тех понятий, которые сформировались в рамках изучающих чтение наук. Без возможности увидеть проблему чтения во всей полноте сложно рассуждать о сущности этого явления и понять все тонкости взаимопроникновения влияющих на него факторов. Кроме того, без комплексного подхода к данной проблеме нельзя добиться существенных результатов и разработать методики и программы, направленные на обучение чтению, поддержку чтения и т. п.

Михаил Юрьевич Матвеев, ведущий научный сотрудник Отдела истории библиотечного дела Российской национальной библиотеки, доктор педагогических наук

* Чтение: энциклопедический словарь. Москва: ФГБУН НИЦ «Наука» РАН, 2021
1 Тихомирова И. И. Чтение… Есть ли альтернатива? // Школьная библиотека. — 2017. — №1. — С. 12.
2 Там же. С. 15.
3 Карданова М. В. Основа творческого мышления. Культура чтения: историко-философские аспекты // Библиотечное Дело. — 2006. — №2. — С. 36–37.
4 Скитневский В. О. Вечный спутник духа и ума // Библиотечное Дело. — 2006. — №7. — С. 32.
5 Маркова Т. Б. Библиотека как символическое пространство культуры // Вестник Волгоградского государственного университета. — Сер. 7: Философия. Социология и социальные технологии. 2007. — Вып. 6. — С. 182–188.
6 Скитневский В. О. Указ. соч. С. 32–33.
7 Аскарова В. Так есть ли у нас шанс создать читающую нацию? // Библиотечное Дело. — 2010. — №24. — С. 5; Аскарова В. Я. Читатель в фокусе профессиональных представлений: XXI век // Кризис чтения: энергия преодоления: сб. науч.-практ. материалов / ред.-сост. В. Я. Аскарова. — Москва, 2013. — С. 82.
8 Чтение: энцикл. словарь / под ред. чл.-корр. РАО Ю. П. Мелентьевой. — Москва: ФГБУН НИЦ «Наука» РАН, 2021. — 438 с., [1] с.