Cовременная библиотека всё более превращается в развлекательный центр, однако она является и местом, в котором можно изучать и обсуждать процессы чтения. Используя эту возможность, я провела исследование, посвящённое восприятию художественной литературы.
Данное феноменологическое исследование, использующее методологию феноменологической психологии*, отличается от двух предыдущих («Книга — лучший собеседник» и «Книга — лучший подарок»). Я проводила его, не имея чётко сформулированной собственной точки зрения на проблему. Первые два исследования опирались на понимание чтения как диалога с автором, протекающего в форме внутреннего диалога (Домбровская, 2017, Домбровская, 2018), и на понимании искусства как средства общения, при котором даримая книга выступает в качестве межличностного сообщения (Домбровская, 2020). Оставалось лишь проанализировать, насколько полученные материалы — эссе — подтверждают или опровергают гипотезы, и посчитать статистику распространённости диалогического чтения и общения с искусством. По теме «Книга — зеркало души» моя теоретическая неподготовленность на момент исследования доходила до того, что я не знала произведения Вирджинии Вулф «Между актами», в котором рефреном звучит выражение «Книги — зеркало души» (Вулф 2004). И, может быть, это даже хорошо, потому что смысл цитаты, исходя из целого романа, достаточно деструктивен. Его передают строки из стихотворения Максимилиана Волошина: «Раздробившийся в отражениях, потерявшийся в зеркалах» (Волошин, 1989, с. 43). Вообще в культуре проблематика зеркала очень непроста. Крайним выражением сложности понятия зеркала является концепция симулякров Жана Бодрийяра (Бодрийяр, 2013). Симулякры — это бесконечные отражения отражений, в которых теряется реальность. Формулируя тему, я даже не вспомнила Бодрийяра, потому что для меня, как и для Умберто Эко, изображение в зеркале не является самостоятельным знаком, который подлежит толкованию. Для Эко зеркало — это протез, с помощью которого человек видит себя глазами других, и канал, который передает образ на расстояние. Эко подчёркивает, что для адекватного восприятия образа предмета в зеркале, важно знать, что такое зеркало, и осознавать, что перед нами отражение (Эко, 2020).
Несмотря на всю сложность, неоднозначность и философичность истории зеркал, изложенной в монографии Сабин Мельшиор-Бонне «История зеркала» (Мельшиор-Бонне, 2006), меня на момент формулировки темы это не интересовало. В названии темы я употребила слово «зеркало» в его общеупотребительном и бытовом значении.
Иоланта Станиславовна Домбровская, библиотекарь филиала №2 ГУК «ЦБС г. Гродно»
* См.: Леонтьев, 2007, Улановский, 2016.

