В последние десятилетия фэнтезийные и научно-фантастические художественные произведения переживают пик популярности. В данном обзоре приводятся исследования наиболее популярных вымышленных языков литературы, кино и видеоигр.
сериал «Игра престолов» стал самым рейтинговым в истории телевидения; за ним последовала новая многосерийная адаптация «Властелина колец» Дж. Р. Р. Толкина. Популярность этих жанров обеспечивается умелой маркетинговой политикой кинокомпаний и широкой поддержкой фанатского сообщества: по мотивам произведений выпускают настольные и видеоигры, альбомы, адаптации в виде графических романов. Интерес к фэнтезийным мирам поддерживается благодаря их необычности, непохожести на окружающую действительность. Одним из элементов этой «иной действительности» являются вымышленные языки, на которых говорят представители рас эльфов, гномов, древних людей и космических завоевателей.
Лингвисты не остались в стороне от всеобщего увлечения: за последнее время в России и за рубежом вышло много исследований, посвящённых различным аспектам артлангов. Артланги — вымышленные языки, созданные для литературных произведений и кино. Они являются частным случаем конлангов (constructed languages), или искусственных языков. С. А. Демченков в своей статье1 рассматривает несколько стадий становления искусственных языков. Тайные (секретные) языки явились продуктом первых опытов по проектированию универсальных языков, проводимых до XVII века. Основной их целью было создание некого языкового барьера, помогающего создать защищённую от «посторонних» коммуникативную среду, и разработка языкового инструментария, способного передавать «тайные знания». К подобным языкам можно отнести Lingua Ignota Хильдегарды Бингенской (XII в.), ангельский (енохианский) Джона Ди (XVI в.) и другие.
В Новое время получила распространение концепция противопоставления языка обыденности и особого «языка знания». Согласно данной концепции, бытовой язык был не приспособлен к работе со сложными мыслительными конструкциями. Алогическая структура естественного языка считалась преградой для человеческого мышления, в связи с чем предпринимались попытки создать логически непротиворечивые конланги, позволяющие выражать мысль наиболее точно и однозначно. Примерами таких языков можно считать язык Джона Улкинса (XVII в.), язык ро Эдварда Фостера (XX в.), логлан Джеймса К. Брауна (XX в.) и многие другие.
Параллельно с логическим направлением в эпоху Просвещения возникает идея создания «латыни Нового времени» — языка, способного упростить коммуникацию между людьми и вытеснить
естественные языки из научной сферы и международного общения. Наиболее ярким и популярным примером такого искусственного языка является эсперанто Л. Заменгофа (XIX в.).
В настоящее время с развитием технологии машинного перевода подобные попытки упрощения коммуникации теряют смысл. Однако с позиции эстетики и искусства такие сконструированные языки стали важным элементом фантазийных миров, позволяющим читателям и зрителям приобщиться к вымышленной реальности. Если первые артланги, получившие массовую популярность (например, эльфийские языки Дж. Р. Р. Толкина) были созданы как неотъемлемая часть формируемой автором вселенной, то языки современных теле- и киномиров (дотракийский и валирийский в «Игре престолов», на’ви в «Аватаре», клингонский в киновселенной «Звёздного пути») превратились в дополнительный способ сплочения фанатского сообщества и, как следствие, повышения прибыли. Эти языки, устойчиво бытующие в фанатской среде, являются полноценными языковыми системами, имеющими признаки интернациональности и социализированности.
С позиции социолингвистики такие фанланги (артланги, популярные в фанатской среде) обладают сходством с тайными языками, упомянутыми ранее: они также помогают определять членов одной социальной группы; однако фанланги не только не нацелены на сокрытие какой-либо информации, но и наоборот расширяют свою аудиторию за счёт своей элитарности и «дружелюбной открытости».
Екатерина Майорова, эксперт Института научной информации по общественным наукам РАН (ИНИОН РАН), Москва

