Как украсть образ. Поэтика одного сюжета в литературе и кино

Помните? Вы говорили:
«Джек Лондон, деньги, любовь, страсть», —
а я одно видел:
вы — Джоконда, которую надо украсть! И украли.
Маяковский. Облако в штанах

В литературе XIX–XX вв., а также в кинематографе нередко встречается сюжет (или сюжетный мотив) о похищении визуальных изображений — произведений живописи, скульптуры и т. п.
Эти изображения функционируют в качестве «текста в тексте» или, точнее, «образа в тексте / фильме» — не рядом с основным текстом, наподобие книжных иллюстраций, а в составе его нарративной структуры как актанты, объекты сюжетного действия. Таков один из вариантов интермедиальной конфигурации, которую предлагается называть интрадиегетическим образом — визуальным изображением, включённым в диегезис. В рамках общей теории интертекстуальности кражу визуального изображения можно мыслить как метафору его деконтекстуализации, включения в чужеродный нарратив (текст или фильм): любая цитата «похищена» из своего исходного контекста, здесь же такой операции подвергается целостный визуальный знак1. Ниже будет сделана попытка, опираясь на ряд литературных текстов и особенно кинофильмов, выделить рекуррентные структуры, посредством которых, с одной стороны, организуется повествование о «краже образа», а с другой стороны, формируется или деформируется сам визуальный образ, попавший в рассказ.
Первые образцы такого сюжета — его можно назвать иконоклептическим, «образокрадческим» — в литературе XIX в. ещё нечётко выделяются из других повествовательных схем. Повесть Гоголя «Портрет» (1835) заканчивается таинственным исчезновением роковой картины — то ли похищенной, то ли рассеявшейся как дьявольское наваждение. В романе Бальзака «Кузен Понс» (“Le Cousin Pons”, 1847) рассказана история не кражи как таковой, а мошеннической манипуляции, посредством которой у главного героя отнимают его художественную коллекцию. Герои повести Лескова «Запечатлённый ангел» (1873) выкрадывают назад конфискованную у них икону, но она обладает для них не денежной и не эстетической, а культовой ценностью*. Персонаж новеллы Артура Конан Дойля «Шесть Наполеонов» (“The Adventure of the Six Napoleons”, 1904) крадёт гипсовые слепки бюста французского императора, но не ради них самих, а пытаясь добыть спрятанную в одном из них дорогую жемчужину.

Сергей Николаевич Зенкин, доктор филологических наук главный научный сотрудник Института высших гуманитарных исследований, РГГУ; профессор