Опыт организации региональных социологических исследований. Изучаем читательские предпочтения

В постоянно меняющемся мире исследовательская деятельность библиотек является одним из важнейших факторов поддержки чтения. Благодаря обратной связи от наших читателей мы можем понять в каком направлении библиотека должна двигаться и развиваться, что может она предложить, что будет востребовано, от чего пора отказаться.
Если взрослый читатель уже определённо знает, что он хочет получить от библиотеки — чтение для души и ума, определённую информация или интеллектуальную услугу, то ребёнок приходит в библиотеку как в неизведанный мир, где его ждут не только книжки и журналы, но и множество новых возможностей, развлечений, открытий. Для него библиотека становится шансом найти себе занятие по душе, получить помощь в школьных проектах, найти друзей в тематических клубах и ещё многое-многое другое.
А что другое? Именно здесь на помощь приходят исследования, которые позволяют выяснить не только читательские предпочтения наших маленьких пользователей, но и все их запросы, потребности, и, по большому счёту определить роль и место библиотеки в современном мире ребёнка.
Именно этой идеей руководствуются специалисты научно-методического отдела Краснодарской краевой детской библиотеки им. братьев Игнатовых при разработке тем и программ краевых социологических исследований.
Конечно же, большую роль в этом играет опыт других библиотек России. Узнать о тематике и результатах исследовательской деятельности можно в профессиональной прессе, сборниках материалов различных конференций, на сайтах библиотек. Большим подспорьем стала электронная база данных «Чтение и библиотечная аудитория: библиотековедческие и социологические исследования», совместный проект Центра чтения Российской национальной библиотеки и Отдела социологии, психологии и педагогики детского чтения Российской государственной детской библиотеки при поддержке Министерства культуры РФ. Цель проекта — создание и развитие электронного ресурса, включающего постоянный сбор информации о социологических и библиотековедческих исследованиях, посвященных чтению и читательской аудитории, проведённых библиотеками России, в том числе в партнёрстве с другими организациями. База данных доступна всем желающим и включает программы и результаты исследований по различным аспектам изучения чтения и деятельности библиотек. Обширные достоверные данные, собранные на едином ресурсе, позволяют ознакомиться с имеющимся опытом библиотек различных уровней, определиться с актуальной тематикой и программой планируемых исследований.

Валентина Владимировна Лунина, ведущий библиотекарь научно-методического отдела Краснодарской краевой детской библиотеки имени братьев Игнатовых