Открытые фонды, станции самообслуживания, расширение читательских зон — всё это служит для удобства наших посетителей и в конечном счёте, привлекает их в библиотеки.
Теперь люди могут свободно к нам зайти, минуя сектор записи, взять книгу в открытом доступе и почитать в комфортной читательской зоне, не оформив её выдачу. Мы дали нашим читателям право пользоваться электронными базами данных из дома, поэтому они могут читать, не приходя больше в библиотеку, пренебрегая перерегистрацией. Установив станции самообслуживания, мы дали людям возможность сдать и взять книги, не попадая в поле зрения библиотекаря, который должен фиксировать посещения. Как в таких условиях не терять показатели? И как предотвратить возможную накрутку статистики, которая не только подрывает доверие к библиотечным отчётам, но и сводит на нет эффективность аналитической работы?
Вопросов много, ответ один — автоматизация максимального количества процессов и наличие удобного инструмента для сбора и обработки статистических показателей. Задавшись целью оптимизации учёта и отчётности, в ЦГПБ им. В. Маяковского пришли к выводу, что созданная для Корпоративной сети общедоступных библиотек Санкт-Петербурга Автоматизированная система статистического учёта (АССУ) — идеальный инструмент для её достижения. Она представляет собой клиент-серверное приложение, предназначенное для извлечения статистической информации из библиотечных баз данных.

Никаких бумажных формуляров, алфавиток, билетов и т. п. в ЦГПБ им. В. В. Маяковского нет уже с 2009 г., когда она одна из первых общедоступных библиотек в городе начала использовать автоматизированную книговыдачу. С 2015 г. для создания Единой системы библиотечного обслуживания в Санкт-Петербурге общедоступные библиотеки начали использовать Единую обезличенную (без персональных данных) базу данных читателей, которая содержит набор сведений, необходимых для осуществления обслуживания, обеспечения сохранности фонда, заполнения формы государственной статистики и анализа состава пользователей библиотек. Именно из этой базы выгружаются в АССУ статистические данные о книговыдаче.

Учёт выдачи и продления документов из фонда библиотеки производится автоматически после считывания идентификационных данных с электронного читательского билета и привязки к электронному формуляру читателя данных, относящихся к выданному изданию. Подсчёт количества выданных документов в АССУ ведется дифференцированно по видам документов и подразделениям, осуществляющим выдачу. Также возможна выгрузка показателей по категориям пользователей и отраслям знаний, к которым относятся выданные документы. Данные о выдаче изданий в АССУ привязаны к электронному формуляру определённого зарегистрированного пользователя, не могут быть дополнены или изменены, содержат сведения об операторе, оформившем выдачу/продление документа. На сайте библиотеки в личном кабинете зарегистрированные пользователи могут просматривать свои электронные формуляры со списком всех взятых когда-либо книг. Поэтому библиотека как никогда заинтересована в достоверности данных в базе, и следовательно, уверена в своих показателях.
В структурных подразделениях, осуществляющих в силу своей специфики библиотечно-информационное обслуживание незарегистрированных пользователей, выдача документов оформляется на электронный формуляр подразделения, оформленный специально для этой цели. Также на электронные формуляры подразделений выдаются издания для выполнения заказов на электронную копию документа.
В 2022 г. планируется начать выдачу изданий на электронные формуляры общедоступных библиотек города при выполнении заказов по МБА. Данные по выдаче изданий в рамках МБА будут отображаться в АССУ в отдельных графах — «выдача из фондов других библиотек» и «выдача в другие библиотеки». Это упростит учёт данных показателей, необходимых при заполнении формы 6-нк.
Тамара Алексеевна Корякова, заведующая сектором «Центр сетевого взаимодействия» Управления научно-организационной работы и сетевого взаимодействия Центральной городской публичной библиотеки им. В. В. Маяковского, Санкт-Петербург

